Указом президента от 15 марта 2016 года № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи.
Она представляет собой совокупность средств и мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений порядка пропуска голосового и другого трафика (в том числе интернет).
Целью создания этой системы является «реализация прав граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь, а также обеспечение интересов государства».
В документе говорится, что пользователям запрещается применять средства, «используемые для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения электросвязи от вызывающего абонента, и передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту».
Далее в указе расшифровывается понятие «абонентского номера»:
«Под абонентским номером понимается открытая именная и (или) адресная информация, предоставляемая абоненту в пользование при заключении договора и идентифицирующая его при соединении с ним других абонентов, в формате стандарта, используемого в сети оператора электросвязи, а также любое иное средство, позволяющее идентифицировать абонента при соединении с ним других абонентов».
Такая деятельность будет являться незаконной и повлечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Что конкретно подразумевается под такой формулировкой, на данный момент не совсем ясно.
Сообщается, что общая координация деятельности операторов электросвязи, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, иных государственных органов и организаций возложена на Оперативно-аналитический центр при президенте (ОАЦ).
Очевидно, что в первую очередь закон затронет злоумышленников, «перехватывающих» трафик сотовых операторов и «Белтелекома» при помощи GSM-шлюзов во время совершения международных вызовов.
Кроме того, постановление может коснуться старых офисных АТС, «раздающих» произвольные номера при звонках.
Судя по всему, незаконным теперь будет и сокрытие своего номера при звонке («антиопределитель номера»), а также использование различных развлекательных услуг сотовых операторов, позволяющих «подменять» реальный номер несуществующим. Впрочем, в этих случаях оператор все равно может идентифицировать абонента (кроме того, реальные номера видны в детализации счета).
Пока неясно, становится ли незаконным действие различных анонимайзеров и VPN-связи, ведь в этом случае абонент изменяет идентифицирующую его «адресную информацию».
Сюда также может подпадать трафик интернет-мессенджеров (Skype, Viber и т.д.) в том случае, когда вы совершаете вызов из интернета на сотовые/городские телефоны (платная услуга — например, Viber Out).
Более точные формулировки на все эти вопросы должен дать ОАЦ.
При выявлении нарушений порядка пропуска трафика НЦОТ имеет право приостанавливать оказание услуг электросвязи и блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу.
Операторам электросвязи (сотовым, интернет-провайдерам) предоставляется право приостанавливать, прекращать оказание услуг электросвязи, блокировать трафик телефонии по IP-протоколу, а также запрашивать пояснения от абонента по вопросам нарушения порядка использования выделенного ему абонентского номера.
Кроме того, операторы должны осуществлять сбор, обработку, накопление, хранение информации в отношении сетевых (IP) адресов сетевых устройств и терминалов абонентов и предоставлять с использованием комплекса технического противодействия доступ к этой информации НЦОТ и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
При этом сбор, обработка, хранение, использование персональных данных физических лиц осуществляются без их письменного согласия.
Основные положения указа вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования (17 марта).