Спустя практически три года после выхода сиквела культовой звездной саги StarCraft 2, компания Blizzard представила официальное дополнение под название Heart of the Swarm, события которого начинаются спустя несколько недель после завершения сюжетной линии Wings of Liberty и преподносят игрокам сражения со стороны безжалостной расы зергов. Отметим, что для запуска дополнения требуется наличие оригинальной игры и сохранений с пройденных сюжетных кампаний. Аналогичной практики Blizzard придерживалась и со своей знаменитой серией WarCraft 3, что, впрочем, не является проблемой для истинных поклонников жанра. К тому же дополнение таит в себе 27 миссий, что оправдывает его стоимость.
Игровой процесс Heart of the Swarm мало чем отличается от того что мы видели ранее, но тем, кто ни разу не играл в многопользовательскую составляющую или не сражался в схватке с компьютерным оппонентами, предстоит столкнуться с некоторыми серьезными отличиями, которые во многом обусловлены принципиальной разницей в развитии и тактике ведения боя.
В целом, играть за зергов в какой-то степени проще: данная раса характеризуется высокой степенью живучести и практически всегда берет не силой, а общим количеством. В ходе сюжетной кампании происходит более детальное знакомство со всеми строениями и юнитами, но не все из представленных особей будут доступны в многопользовательской составляющей в силу игрового баланса.
Периодически между миссиями появляются задания по эволюции, суть которых заключается в выведении нового вида зергов – более мощного и приспособленного, их выполнения не является обязательным условием, но дает определенное преимущество при дальнейшем прохождении. Правда, зачастую можно ограничиться лишь изначально доступными юнитами и уникальными возможностями королевы клинков.
В какой-то момент данные мини-задания начинают казаться обузой, поскольку общее мнение о методах ведения боя формируются уже ближе к середине, в то время как эволюция длится до самого конца. Также отметим, что в игре практически отсутствую классические миссии, в которых необходимо сдерживать натиск врага, а затем отправляться разрушать его базу. Большинство всех заданий построено по принципу «press x to win». По этой причине мы рекомендуем заранее повысить уровень сложности на максимальный, что придаст игре более напряженную динамику и позволит задействовать самые разнообразные юниты. Хотя в миссиях по сдерживанию натиска придется проявить не только свое мастерство, но еще и проверить готовность своего железа к нашествию сотен боевых юнитов.
Особое внимание стоит уделить способностям Керриган, которые появляются по мере достижения ею определенного уровня и могут быть изменены исходя из конкретной задачи и цели (привет, Diablo). Чем выше уровень, тем сильнее способности. Так, в какой-то момент Керриган будет способна обрушить на врага огромное количество зергов или уничтожить определенное количество неугодных строений в ограниченной области. В некоторых случаях можно даже прекратить развитие базы и действовать исключительно одним персонажем.
К сожалению, сюжетная кампания получилась слабой и не оправдывает три года работы над проектом. Джим Рейнор при помощи артефакта Зератула возвращает Саре Керриган человеческий облик и отвозит ее на исследовательскую станцию, которая в последующем подвергается атаке со стороны сил императора Арктура Менгска. Керриган удается сбежать, но Джим Рейнор исчезает при загадочных обстоятельствах, которые вынуждают главную героиню вновь перейти на сторону зергов.
Однако не все так просто, не все матери стаи признают Керриган своей Королевой в виду утраты ею способности сдерживать рой единым, в результате чего она заручается поддержкой своих старых соратников и заводит новых друзей, которые должны помочь своей Королеве обрести былое могущество и отомстить Менгску за гибель миллиардов людей на Тарсонисе.
К сожалению, многие ключевые персонажи плохо вписаны в игру, и их появление иногда вызывает на лице ухмылку, да и окружающая Керриган компания также состоит из непонятных личностей с примитивным характером. Единственным исключением является мастер генной инженерии Абатур, который ответственен за создание большинства всех новых зергов и буквально сыплет крылатыми цитатами, придавая игре юмористический оттенок. Сам же персонаж не является играбельным, а жаль - его харизмы могло бы хватит на отдельную игру.
По мере прохождения открываются некоторые интересные особенности зергов и их происхождения, но делается это крайне поверхностно, в результате чего складывается ощущение некой вторичности, исправить которую пытаются искусно добавленные мистические компоненты с участием божественных существ, угрожающих всему живому во вселенной. Отметим, что сценаристы еще в Wings of Liberty заложили таинственную угрозу, но так и не развили данную тематику. Скорее всего, соответствующая концепция ляжет в основу заключительной части трилогии.
Условно сюжетную кампанию можно разбить на две главы, в первой Керриган возвращает себе статус Королевы Клинков, а вот второй - игра преображается в бойню против войск Доминиона. Также в Heart of the Swarm есть несколько миссий в аркадной и ролевой стилистике, которые гармонично вписываются в игровой процесс и позволяют немного расслабиться перед грядущей масштабной баталией.
Интересно и то, что игра лишилась той возможности выбора, что была в оригинале, а количество кинематографических сцен и вовсе было сведено к минимуму, хотя их качество по-прежнему осталось на достаточно высоком уровне. Особое внимание было уделено диалогам между миссиями, правда все они вышли, как на один похожи с точки зрения анимации. К слову, иногда можно услышать и повторение уже озвученных фраз, но в другой трактовке. Да и финальный ролик оказался скуп на информацию, отдалив всю интригу на следующее дополнение, которое обязано поставить жирную точку во всей истории и стать лучшим в своем жанре.
По сути, игра состоит из неких обрывков сценария, между которыми должна была оказаться вся подноготная зергов, но разработчик счел, что представленного материала должно хватить, и это вполне оправдано с учетом того, что многие игроки ни разу не знакомились с одиночным режимом и проводили все свое время в мультиплеере, на создание которого и была потрачена большая часть времени и средств. Игра попросту стала заложницей собственной киберспортиной дисциплины и корейских игроков.
В то же время Blizzard приложила много усилий, чтобы разнообразить игровой процесс, превратив его в планетарные приключения с сильным упором на оказуаленный экшен, который полностью преобладает в игре и превращает ее в настоящий боевик с романтической историей.
Сами же зерги оказались не такими противными, как это предполагалось ранее, Blizzard скрупулезно отнеслась к внешнему виду каждой особи и не стала заполнять экраны мониторов литрами слизи и гноя. В итоге некоторые из зверюшек получились довольно симпатичными, но при этом сохранили свой грозный облик. Заводить их дома мы бы не стали.
Blizzard тратила годы на доработку мультиплеера StarCraft 2, в следствие чего Heart of the Swarm не вносит каких-либо существенных корректив, но позволяет игрокам воспользоваться новыми юнитами и тактическими возможностями. Однако сюжетная кампания не подготовит вас к ожесточенным сетевым баталиям. Игрокам предстоит полностью пересмотреть модель развития и способности юнитов, благо для этих целей есть отдельный обучающий пошаговый режим, в котором можно отточить свои навыки на компьютерном оппоненте.
Графическая составляющая проекта подверглась небольшой доработке, но в целом картинка мало чем отличается от оригинала. Наибольшие изменения пришлись на физическую модель, которая благодаря технологии PhysX позволила реализовать более детальные разрушения и красочные взрывы с обильным выбросом осколков на экраны игроков.
Также чуть лучше стала выглядеть слизь зергов, поверхности планет и анимация персонажей. Не смотря на то, что движку уже более трех лет, текстуры не кажутся размытыми или блеклыми, что нехарактерно для большинства современных стратегий, которые уже спустя год после своего релиза начинают пугать некогда превосходной графикой.
Нужно отметить, что Blizzard всегда удавалось создать визуальную составляющую, наделенную некой мультяшной изюминкой, но в то же время обладающей элементами реализма происходящего и способной радовать поклонников на протяжении огромного периода времени. Как и в случае Wings of Liberty, движок Heart of the Swarm не прихотлив к железу и не требует установки мощной графической платы, чего не скажешь об оперативной памяти, дополнительные мегабайты которой облегчат игровой процесс в мультиплеере и прочих режимах с огромным количеством юнитов на экране. Впрочем, обширный выбор различных опций в настройках игры позволит грамотно отладить проект и добиться оптимального качества.
В целом игра потеряла тот шарм, который был присущ сиквелу и оригиналу, однако это не делает ее плохой. Поклонники серии откроют для себя множество нового, получат море удовольствия и, как и ранее, будут дожидаться очередного дополнения, выход которого, надеемся, состоится уже в 2014 году и не будет затянут еще на два десятка месяцев.
Мы бы назвали Heart of the Swarm разочаровывающим: в игре слишком много пробелов, слишком простой и наивный сюжет, а самая главная и интригующая история осталась за кадром и является завязкой абсолютно новой главы трилогии, но все это компенсируется за счет многообразия боевых единиц, многочисленных локаций и ряда удачно поставленных моментов, превращающих игру в хорошую сказку на ночь. Heart of the Swarm определенно заслуживает внимания и позволит скоротать несколько вечеров, а в случае погружения в мультиплеер способен затянуть на годы.