Сервисы онлайновой дистрибуции
В данный момент сервисы онлайновой дистрибуции растут как грибы после дождя – причем не только за рубежом, но и у нас. Отечественные Alawar.ru, Softline, GamePitStop, DirectCOD, yuPlay, TurboDom, enaza, hitv, Disel и Стрим – лишь капля в море аналогичных сервисов. На западе балом правят Steam, Direct2Drive, GameTap, EA Store и другие. При этом неважно, как именно осуществляется продажа игр – через HTTP или P2P – это в любом случае очень прибыльный бизнес, который регулярно приносит доход как владельцам сервиса, так и разработчикам игр вместе с их издателями.
Steam
Direct2Drive
EA Store
Для того, чтобы понять принципы работы и успехи всех сервисов онлайновой дистрибуции, достаточно рассмотреть хотя бы один из них. В нашем случае это будет Steam. Во-первых, потому, что он безусловный лидер западного рынка цифровой дистрибуции. Во-вторых, потому что он является одним из старейших игроков на рынке онлайновой дистрибуции, имеет огромную аудиторию и пользуется самой большой популярностью у игроков.
Успех и популярность Steam заключается в том, что это не просто онлайновый магазин, в котором вниманию игроков предлагается более 1200 проектов. Это целая служба, которая объединяет игроков и предлагает им множество других сервисов и услуг. Игроки могут свободно общаться между собой на форумах и вступать в тысячи игровых сообществ. Практически к любой игре в Steam есть демо-версия, подробное описание, видеоролики, скриншоты и руководство по ее прохождению. Кроме того, не стоит забывать о множестве функций и технологий, которые поддерживает Steam. Matchmaking-система позволяет игрокам создавать отдельные лобби и вместе подключаться к игре. Steam Cloud позволяет сохранять игровые данные (настройки клавиатуры и мыши, личные конфигурации) – что крайне пригодится тем, кто играет на разных компьютерах. Система достижений фиксирует все успехи каждого игрока и ведет подробную статистику в приобретенных им играх.
Modern Warfare 2
Немаловажно, что сервис Steam пользуется большой популярностью не только у игроков, но и у разработчиков игр. Последние, выбрав этот сервис, могут не только выгодно продавать свои игры и начинать перспективные стартапы, но и получают доступ к самым передовым технологиям и инструментам. Например, набор инструментов Steamworks позволяет создателям внедрять в свои игры многие возможности Steam, включая автообновление, голосовой чат в многопользовательских режимах игры, систему достижений и сбор статистики. В режиме реального времени девелоперы могут узнать о текущих продажах игры, узнать об имеющихся в проекте ошибках, устроить открытый бета-тест игры.
Неудивительно, что с таким богатым функционалом и возможностями Steam набирает просто сумасшедшую популярность. На данный момент аудитория Steam составляет 30 миллионов человек – в онлайне в среднем находится около трех миллионов пользователей, а ежедневно в Steam заглядывает порядка шести миллионов игроков. В этом году рост продаж игр в сервисе составил 200%, при этом повышение аналогичного показателя более чем на 100% наблюдается уже шестой год подряд. Для того, чтобы справляться с растущей популярностью Steam, компании Valve Software, которой принадлежит онлайновый сервис, приходится постоянно увеличивать мощность серверов и каналы связи. Недавно пропускная способность была увеличена до 400 гигабайт в секунду. Как выяснилось, такой полосы достаточно для пересылки полного содержания всех томов Оксфордского словаря английского языка 92.6 раз в секунду. Остальные цифры тоже впечатляют – например, Steam Cloud содержит данные по более чем ста миллионам игр, а более 200 игр используют поддержку технологии Steamworks.
Без права на ошибку
Особняком от различных сервисов цифровой дистрибуции для персональных компьютеров стоят онлайновые сервисы для консолей. Их особенность заключается в том, что они ориентированы лишь на пользователей одной платформы. У консоли Xbox 360 есть собственный сервис Xbox Live, у PlayStation 3 и PlayStation Portable – PlayStation Network, у Wii и DS – WiiWare и DSiWare соответственно. Пикантность ситуации заключается в том, что владельцы консолей не имеют столь широкого выбора сервисов для покупки игр, сколько есть у хозяев PC. Купив однажды Xbox 360, вы не сможете пользоваться услугами сервиса PlayStation Network. Для того чтобы «сорваться с крючка», необходимо будет приобрести другую платформу и приготовится к своевременной оплате другого сервиса. Впрочем, в этом есть свои плюсы – производители консолей постоянно стараются увеличить аудиторию своих онлайновых сервисов, совершенствуют их, выпускают полезные обновления и регулярно устраивают различные акции – будь то публикация демо-версий, сниженная стоимость игр или эксклюзивный доступ в бету какого-нибудь проекта.
WiiWare
Онлайновый Xbox Live, который 10 ноября 2010 официально запущен в России – интегрированный в операционную систему Xbox 360 сервис, который за относительно небольшую абонентскую плату открывает для пользователя широкие возможности. Что получают пользователи этого сервиса за ежемесячное отчисление Microsoft? Говоря простым языком, свое жилище в огромной игровой вселенной. Всего в несколько кликов игроки могут настроить вид своего аватара, посетить страницу своих достижений во всех играх, загрузить самые последние демо-версии, патчи и видеоролики игр. Располагая необходимым количеством Microsoft Points, они могут совершать покупки на площадке под названием Games of Demand – вниманию посетителей цифрового магазина предлагаются полные версии всех новинок, дополнения для игр, аватары, темы, руководства, прохождения и даже чит-коды к играм.
Xbox Live
Xbox Live Russia
В данный момент оформить подписку на Xbox Live можно в более чем двадцати странах – средняя стоимость годовой подписки Gold составляет $50. Microsoft активно развивает Xbox Live и расширяет географию сервиса – помимо России, его пользователями в скором времени смогут стать жители Польши, Венгрии, Чехии, Бразилии, Чили, Колумбии и Южной Африки. Наряду с платной подпиской Gold существует и бесплатный вариант – ранее известный под названием Silver. Теперь он носит название Free, что в полной мере соответствует его статусу – некоторыми возможностями Xbox Live можно пользоваться бесплатно.
Xbox Live Gold Subscription Card
Сервис PlayStation Network работает по тому же принципу, что и Xbox Live. Кстати говоря, аудитория последнего составляет около 25 миллионов пользователей. Данный показатель немного уступает аналогичному у Valve, однако тут стоит напомнить, что Steam – абсолютно бесплатный сервис. Sony, к сожалению, не сообщает, какой аудиторией располагает PlayStation Network, однако можно предположить, что количество пользователей данного сервиса также близко к отметке в 20 миллионов. Как и Microsoft, японская компания старается регулярно обновлять свой сервис. Недавно пользователи PlayStation Network смогли извлечь выгоду из подписанного Sony соглашения с видео-сервисом Hulu, а летом заработал платный сервис PlayStation Network Plus – функционал которого просто огромен.
PlayStation Store