Старый конь борозды не испортит?
Duke Nukem Forever – без пяти минут классика жанра шутеров, которую стоит демонстрировать всем, кто желает узнать, какими игры были на заре этого тысячелетия. Каждая глава – пробежка из пункта «А» в пункт «Б» с минимум диалогов и побочных событий. Создается такое впечатление – хотя так, наверное, оно и есть – что Gearbox просто поставила перед собой цель связать между собой все кусочки игры, которые создала 3D Realms за десять с лишним лет. В итоге вышел вполне обычный «коридорный» шутер с пятью-шестью видами врагов и тремя жирными боссами, одержав победу над которыми Дюк в обязательном порядке оттопыривает средний палец руки. Шок и трепет? Да нет, просто сухой расчет на то, что народ в обязательном порядке купит Duke Nukem Forever – кто-то просто из любопытства (что ж так долго-то делали?), а кто-то из-за преданной любви к колоритному герою.
В итоге – вполне закономерный результат, который удивит разве что тех, кто ожидал, что всего за год Gearbox заново перепишет весь программный код и подарит нам шедевр собственного производства. Такого, увы, в настоящее время ожидать не приходится – около года современные разработчики тратят только на создание сеттинга или на тщательное бета-тестирование готового проекта. А вот что куда ближе к реальности – так это добавление в игру нескольких собственных доработок. Правда, узнав о них ниже, те игроки, которые были довольны «олдскульностью» Duke Nukem Forever, наверняка будут недовольно морщиться.
Речь идет о нескольких элементах современных шутеров, которые добавили в игру. Во-первых, так называемое «эго» персонажа – по сути, уровень его здоровья. Любящие обыскивать каждый угол локации будут вознаграждены тем, что это самое «эго» будет увеличиваться. Но не все так просто – в нашем случае речь идет о надоевшей многим автоматической регенерации здоровья персонажа. То есть для того, чтобы эффективно расправляться с противниками, мы в ходе сражений постоянно прячемся за укрытиями – как в любой части Call of Duty. Решение, надо сказать, весьма спорное – учитывая общую «олдскульность» Duke Nukem Forever в данном случае куда более уместными и органичными смотрелись бы привычные «аптечки».
Во-вторых, разработчики до кучи добавили еще несколько «фичей» современных блокбастеров, которые Duke Nukem Forever – что собаке пятая нога. Зачем, спрашивается, было добавлять в игру чекпоинты, если во всех предыдущих сериях присутствовала возможность сохранить игровой процесс в любой момент? Или ограничение на всего на два вида носимых с собой оружия? Какой, к чертовой бабушке, реализм – в нашем случае речь идет о Дюке Нюкеме, который по своей «крутости» никогда не уступал главному герою того же Serious Sam?
Заряжай мозги
Попытки авторов Duke Nukem Forever слегка разнообразить монотонный отстрел врагов, которые о прятании за укрытиями никогда и слыхом не слыхивали, выглядят в настоящее время крайне слабыми. «Физические» задачки после отличного в этом плане Half-Life 2 ну никак не тянут на революцию в жанре – пять лет назад Фримен таскал бочки с куда большей убедительностью и огоньком. Главный козырь – весьма продолжительный заезд уменьшенного в размерах Дюка на игрушечной машинке – выполнен из рук вон плохо, так как быстро надоедает и лишен драйва. Остаются лишь различные мини-игры и QTE (тоже своего рода мини-игра – «быстро нажимай нужную клавишу») – но скажите пожалуйста, в какой из современных игр этого не бывает?
Самое главное достижение Duke Nukem Forever, за которое стоит поблагодарить разработчиков, - это присутствие тех элементов, которые в свое время сделали Дюка столь популярным. Речь, в первую очередь, о юморе и высказываниях главного героя – новые остроты персонажа хорошо сочетаются со старыми. Также на месте те вещи, без которых Дюка вообще трудно вообразить – возможность уменьшения в размерах неприятелей и эффектное прихлопывание их башмаком, смачные пинки-добивания, а также режим «ночного зрения», позволяющий видеть в темноте как днем.
Визуальное воплощение всех этих пределов мечтаний поклонников Дюка – ахилессова пята всей игры. Честное слово, выйди Duke Nukem Forever лет на шесть-семь пораньше, вопросов бы никаких не было. Но сейчас этот уровень графики вызывает только стойкую депрессию – слабая детализация соседствует с серой и унылой цветовой гаммой, интерактивность справедлива только в отношении отдельных объектов, серьезные упущения в геймдизайне. Наиболее болезненно переживаются те эпизоды, где Дюк с кем-нибудь говорит – мысленно подмечаешь, что на модель того же президента потрачено текстур не больше, чем на кулак главного героя. И если высказывание «графика – не главное» справедливо для квестов и различных головоломок, то здесь этим ну никак не ограничится.
Технически несовершенным вышел и программный код – хотя игра и не норовит вылететь на рабочий стол, у многих пользователей наблюдаются проблемы с загрузкой уровней. Возможно, вы будете смеяться, но Duke Nukem Forever порой заставляет «пыхтеть» от натуги даже топовые конфигурации – те самые, которые всего пару месяцев назад «тянули» на максимальных настройках красоты Crysis 2. «Вылечить» долгие загрузки уровней на некоторых конфигурациях разработчики наверняка смогут в одном из ближайших патчей, однако первые впечатления от игры у определенной группы пользователей уже не самые приятные.
Хромает баланс и в отношении уровней сложности. На самом легком пробежать игру не составляет труда за каких-то восемь-десять часов. А вот на «Подходи и получи» в некоторых местах испытываешь такие проблемы, что впору прибегать к помощи трейнеров и прочих «нечестных» программ – такое впечатление, что тестирование финального продукта проводилось спустя рукава. Сами по себе противники, как уже было сказано выше, особой сложности не представляют – прут напролом или телепортируются за спиной. Однако количество их хелспоинтов составляет огромную цифру – не помогают даже распиханные всюду ящики с патронами и взрывчаткой для Дюка. Хотя захотите ли вы проходить Duke Nukem Forever во второй, а то и в третий раз – большой вопрос.
Отчасти от полного провала Duke Nukem Forever спасает мультиплеер. На поверку он оказался действительно хорош, а недостатка в желающих многопользовательских баталий пока не наблюдается. Конечно, можно было бы съязвить в духе «потратили около $50 на игру – вот теперь и развлекаются». Но нет – в большинстве своем геймеры именно получают удовольствие от командной игры и именно поэтому предпочитают сетевой режим синглплееру. На удивление, стремительные темпы доработки Duke Nukem Forever не отразились отрицательно на сетевом коде – отсутствуют лаги, практически исключены дисконнекты, радует баланс. Проблема с поиском противников и созданием лобби была решена сразу после того, как продажи игры стартовали в Северной Америке – вполне возможно, что разработчики что-то там «подкрутили» и выпустили в качестве автоматического обновления.
Четырех режимов вполне хватает – единственное, на что можно посетовать – слишком малое количество участников в каждой игре – команды ограничены лишь восемью игроками. Помимо привычных свободной игры и командного дефматча, в Duke Nukem Forever есть свои специфические режимы. Например, обыкновенный Capture the Flag неспроста переименован в Capture the Babe – здесь вместо цветной тряпки игроки таскают друг у друга «цыпочек». Не менее интересен режим Hail to the King и римейк Dukeburger, в котором восьмерка уменьшенных в размерах дюков пользуются оружием со штрафом – урон составляет десять процентов от обычного.
Стероиды, которые так любит наш герой, позволяют убивать врагов всего одним ударом кулака и делают его быстрее ветра. Однако и тут есть свое «но» – персонаж не может пользоваться оружием, пока не пройдет эффект от стероидов. В мультиплеере есть немало других интересных и, так сказать, специфических «фишек» – например, бросание во врагов фекалий и огромное количество достижений – но мы подробно останавливаться на этом не будем. Во-первых, во избежание огласки всех сюрпризов; во-вторых, чтобы не портить впечатление тем, кому еще предстоит познакомиться с этим типом игры.