Трудно сказать, почему именно студия Gearbox Software взялась за дальнейшую разработку самого эпического в мире долгостроя под названием Duke Nukem Forever. Может быть, свое слово сказали хорошие отношения с издательством 2K Games. Или катализатором процесса стал тот факт, что ранее глава Gearbox, Рэнди Пичфорд, работал в 3D Realms – по старой дружбе, так сказать, решил выручить почившую в бозе студию. Впрочем, все это теперь не важно и стало всего лишь частью истории. Куда обиднее осознавать, что вчерашняя сказка оказалась всего лишь мифом.
Now or never
Сотрудники Gearbox Software мучились, пыхтели, сосредоточенно работали над тем, что носило громкое название «Duke Nukem Forever», а в итоге получился средненький шутер, своим видом напоминающий разве что очередную поделку поляков из City Interactive. Последние, к слову, включают «конвейер» постоянно – зато никаких проблем со сроками и поисками издателя. Отсутствие вкуса у дизайнеров уровней, серо-бурая гамма цветов, бестолковые враги, безнадежно устаревшая графика... Добавьте сюда еще старого-доброго Дюка, побольше сальных шуточек в духе «без резины – нет вечерины», а также голых баб, которые просто без ума от главного героя-душки. «Дежурное» продолжение для поклонников серии Duke Nukem готово.
И ведь винить только разработчиков из Gearbox Software во всех смертных тоже неправильно – они всего лишь хотели довести до логического конца то, что было начато четырнадцать лет назад. Да-да, именно в 1997 году студия 3D Realms взялась за создание четвертой части Duke Nukem. Вообще, феноменальная популярность Дюка – прежде всего заслуга Duke Nukem 3D, появившегося всего год до этого. Если первые две игры серии, Duke Nukem и Duke Nukem II, были всего лишь двухмерными платформерами, то третья серия была уже в стиле популярного в те времена Doom – то есть шутером от первого лица. Сюжета в этой игре, ставшей впоследствии культовой, было не больше, чем в фильме про сантехника и домохозяйку (читай «в порно»), однако от шутера того времени большего и не требовалось.
Куда значительнее было то, что проект имел просто шикарную графику, увлекательный игровой процесс и колоритного главного героя, отпускавшего по поводу и без разные шуточки, которые потом были в буквальном смысле растасканы на цитаты. Важно иметь в виду, что в то время еще не было ни Half-Life, ни Counter-Strike, ни Call of Duty – компьютеры были недешевым удовольствием и лишь некоторые могли похвастаться тем, что они были на короткой ноге с этим устройством. И уж точно Duke Nukem 3D не мог затеряться на фоне остальных игр того времени – по сравнению с хорошо известными гонками «Формулы-1», тетрисом и суперсложными авиасимуляторами, эта игра была пределом мечтаний мальчишек и некоторых девчонок. Хотя да что там – в старину Дюка «рубились» с удовольствием также преподаватели университетов, студенты и даже некоторые профессора научно-исследовательских институтов.
А начинается Duke Nukem Forever, простите за вульгарность, с того, что главный герой справляет малую нужду в туалете. Дальше следует своего рода завязка, ставящая перед игроком больше вопросов, чем дающая ответы – куда бежать, с кем говорить и, самое главное, для чего все это нужно. Впрочем, спустя несколько минут картина более-менее проясняется – все это время наш старина Дюк проводил время за игрой в самого себя, а рядом с ним крутилась парочка красоток, столь им любимых. Оказывается, за прошедшие годы он получил свою порцию славы и теперь обитает в роскошном небоскребе, в котором есть музей Дюка Нюкема, танцпол, бассейн – ну и, конечно, блэкджек со шлюхами.
Однако как следует вкусить плоды своих прошлых достижений нашему герою не дано – инопланетные твари вновь наносят удар и бросают Дюку новый вызов. Самое, пожалуй, мрачное в этой истории – похитили девушек самого известного в мире «качка». И это, естественно, главная ошибка пришельцев – «мстя» будет страшна. Помимо физической расправы, алиенов ожидает полное моральное уничтожение. Ведь Дюк, как всем известно, молчать как Гордон Фримен не научен – то и дело комментирует ситуации. Да так, что у его поклонников рвутся животы от смеха. Юмор, как водится, далеко не самый интеллектуальный – почти наполовину состоит из шуток ниже пояса, а на другую посвящен воспоминаниям всех родственников монстров. А что еще вы ждали от Дюка?
Старый конь борозды не испортит?
Duke Nukem Forever – без пяти минут классика жанра шутеров, которую стоит демонстрировать всем, кто желает узнать, какими игры были на заре этого тысячелетия. Каждая глава – пробежка из пункта «А» в пункт «Б» с минимум диалогов и побочных событий. Создается такое впечатление – хотя так, наверное, оно и есть – что Gearbox просто поставила перед собой цель связать между собой все кусочки игры, которые создала 3D Realms за десять с лишним лет. В итоге вышел вполне обычный «коридорный» шутер с пятью-шестью видами врагов и тремя жирными боссами, одержав победу над которыми Дюк в обязательном порядке оттопыривает средний палец руки. Шок и трепет? Да нет, просто сухой расчет на то, что народ в обязательном порядке купит Duke Nukem Forever – кто-то просто из любопытства (что ж так долго-то делали?), а кто-то из-за преданной любви к колоритному герою.
В итоге – вполне закономерный результат, который удивит разве что тех, кто ожидал, что всего за год Gearbox заново перепишет весь программный код и подарит нам шедевр собственного производства. Такого, увы, в настоящее время ожидать не приходится – около года современные разработчики тратят только на создание сеттинга или на тщательное бета-тестирование готового проекта. А вот что куда ближе к реальности – так это добавление в игру нескольких собственных доработок. Правда, узнав о них ниже, те игроки, которые были довольны «олдскульностью» Duke Nukem Forever, наверняка будут недовольно морщиться.
Речь идет о нескольких элементах современных шутеров, которые добавили в игру. Во-первых, так называемое «эго» персонажа – по сути, уровень его здоровья. Любящие обыскивать каждый угол локации будут вознаграждены тем, что это самое «эго» будет увеличиваться. Но не все так просто – в нашем случае речь идет о надоевшей многим автоматической регенерации здоровья персонажа. То есть для того, чтобы эффективно расправляться с противниками, мы в ходе сражений постоянно прячемся за укрытиями – как в любой части Call of Duty. Решение, надо сказать, весьма спорное – учитывая общую «олдскульность» Duke Nukem Forever в данном случае куда более уместными и органичными смотрелись бы привычные «аптечки».
Во-вторых, разработчики до кучи добавили еще несколько «фичей» современных блокбастеров, которые Duke Nukem Forever – что собаке пятая нога. Зачем, спрашивается, было добавлять в игру чекпоинты, если во всех предыдущих сериях присутствовала возможность сохранить игровой процесс в любой момент? Или ограничение на всего на два вида носимых с собой оружия? Какой, к чертовой бабушке, реализм – в нашем случае речь идет о Дюке Нюкеме, который по своей «крутости» никогда не уступал главному герою того же Serious Sam?
Заряжай мозги
Попытки авторов Duke Nukem Forever слегка разнообразить монотонный отстрел врагов, которые о прятании за укрытиями никогда и слыхом не слыхивали, выглядят в настоящее время крайне слабыми. «Физические» задачки после отличного в этом плане Half-Life 2 ну никак не тянут на революцию в жанре – пять лет назад Фримен таскал бочки с куда большей убедительностью и огоньком. Главный козырь – весьма продолжительный заезд уменьшенного в размерах Дюка на игрушечной машинке – выполнен из рук вон плохо, так как быстро надоедает и лишен драйва. Остаются лишь различные мини-игры и QTE (тоже своего рода мини-игра – «быстро нажимай нужную клавишу») – но скажите пожалуйста, в какой из современных игр этого не бывает?
Самое главное достижение Duke Nukem Forever, за которое стоит поблагодарить разработчиков, - это присутствие тех элементов, которые в свое время сделали Дюка столь популярным. Речь, в первую очередь, о юморе и высказываниях главного героя – новые остроты персонажа хорошо сочетаются со старыми. Также на месте те вещи, без которых Дюка вообще трудно вообразить – возможность уменьшения в размерах неприятелей и эффектное прихлопывание их башмаком, смачные пинки-добивания, а также режим «ночного зрения», позволяющий видеть в темноте как днем.
Визуальное воплощение всех этих пределов мечтаний поклонников Дюка – ахилессова пята всей игры. Честное слово, выйди Duke Nukem Forever лет на шесть-семь пораньше, вопросов бы никаких не было. Но сейчас этот уровень графики вызывает только стойкую депрессию – слабая детализация соседствует с серой и унылой цветовой гаммой, интерактивность справедлива только в отношении отдельных объектов, серьезные упущения в геймдизайне. Наиболее болезненно переживаются те эпизоды, где Дюк с кем-нибудь говорит – мысленно подмечаешь, что на модель того же президента потрачено текстур не больше, чем на кулак главного героя. И если высказывание «графика – не главное» справедливо для квестов и различных головоломок, то здесь этим ну никак не ограничится.
Технически несовершенным вышел и программный код – хотя игра и не норовит вылететь на рабочий стол, у многих пользователей наблюдаются проблемы с загрузкой уровней. Возможно, вы будете смеяться, но Duke Nukem Forever порой заставляет «пыхтеть» от натуги даже топовые конфигурации – те самые, которые всего пару месяцев назад «тянули» на максимальных настройках красоты Crysis 2. «Вылечить» долгие загрузки уровней на некоторых конфигурациях разработчики наверняка смогут в одном из ближайших патчей, однако первые впечатления от игры у определенной группы пользователей уже не самые приятные.
Хромает баланс и в отношении уровней сложности. На самом легком пробежать игру не составляет труда за каких-то восемь-десять часов. А вот на «Подходи и получи» в некоторых местах испытываешь такие проблемы, что впору прибегать к помощи трейнеров и прочих «нечестных» программ – такое впечатление, что тестирование финального продукта проводилось спустя рукава. Сами по себе противники, как уже было сказано выше, особой сложности не представляют – прут напролом или телепортируются за спиной. Однако количество их хелспоинтов составляет огромную цифру – не помогают даже распиханные всюду ящики с патронами и взрывчаткой для Дюка. Хотя захотите ли вы проходить Duke Nukem Forever во второй, а то и в третий раз – большой вопрос.
Отчасти от полного провала Duke Nukem Forever спасает мультиплеер. На поверку он оказался действительно хорош, а недостатка в желающих многопользовательских баталий пока не наблюдается. Конечно, можно было бы съязвить в духе «потратили около $50 на игру – вот теперь и развлекаются». Но нет – в большинстве своем геймеры именно получают удовольствие от командной игры и именно поэтому предпочитают сетевой режим синглплееру. На удивление, стремительные темпы доработки Duke Nukem Forever не отразились отрицательно на сетевом коде – отсутствуют лаги, практически исключены дисконнекты, радует баланс. Проблема с поиском противников и созданием лобби была решена сразу после того, как продажи игры стартовали в Северной Америке – вполне возможно, что разработчики что-то там «подкрутили» и выпустили в качестве автоматического обновления.
Четырех режимов вполне хватает – единственное, на что можно посетовать – слишком малое количество участников в каждой игре – команды ограничены лишь восемью игроками. Помимо привычных свободной игры и командного дефматча, в Duke Nukem Forever есть свои специфические режимы. Например, обыкновенный Capture the Flag неспроста переименован в Capture the Babe – здесь вместо цветной тряпки игроки таскают друг у друга «цыпочек». Не менее интересен режим Hail to the King и римейк Dukeburger, в котором восьмерка уменьшенных в размерах дюков пользуются оружием со штрафом – урон составляет десять процентов от обычного.
Стероиды, которые так любит наш герой, позволяют убивать врагов всего одним ударом кулака и делают его быстрее ветра. Однако и тут есть свое «но» – персонаж не может пользоваться оружием, пока не пройдет эффект от стероидов. В мультиплеере есть немало других интересных и, так сказать, специфических «фишек» – например, бросание во врагов фекалий и огромное количество достижений – но мы подробно останавливаться на этом не будем. Во-первых, во избежание огласки всех сюрпризов; во-вторых, чтобы не портить впечатление тем, кому еще предстоит познакомиться с этим типом игры.
Damn, I’m good
Стоит ли Duke Nukem Forever вашего времени, внимания и нервов – решать, конечно, только вам. Радует, что большинство потенциальных покупателей игры отнеслись к выбору крайне осторожно, не бросившись на громкое название. Об этом свидетельствуют хотя бы продажи игры на всех платформах, которые пока не слишком радуют 2K Games. Аналитики также не слишком радужны в своих прогнозах – по их подсчетам для Duke Nukem Forever «потолком» будут лишь полтора-два миллиона проданных копий. Цифра, надо сказать, пустячная для проекта такого размаха.
В завершение, а также для полноты картины, стоит рассказать о том, как вообще восприняло игровое сообщество Duke Nukem Forever. Тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. На самом известном агрегаторе рецензий Metacritic игра в настоящий момент удостоилась достаточно низкой оценки – всего 57 баллов из ста. Консольные версии игры восприняли и того хуже – на Xbox 360 игра удостоилась 56 баллов, а на PlayStation 3 ей выдали и вовсе жалкие 48 баллов. Понять настроения «консольной» публики достаточно легко – с предшественницами она практически незнакома, а появление такой технически отсталой игры сразу восприняла в штыки.
Интересно другое – разброс мнений различных профильных изданий о Duke Nukem Forever. В то время как одни рецензенты предсказуемо сокрушаются по поводу нереализованного потенциала проекта, другие упирают на его «олдскульность» и без тени сомнения выставляют игре по 80-85 баллов – примерно столько же, сколько обычно удостаиваются проекты куда посовременнее – например, новые серии Call of Duty или Battlefield. Нащупать «золотую середину» в таких отзывах непросто, поэтому самым верным путем определения, насколько важен Duke Nukem Forever именно для вас, является высказывание одного из пользователей форумов Gearbox Software, который сказал: «Самое главное мнение – твое личное».
Ну а пока Duke Nukem Forever потихоньку обрастает скандалами, напрямую не связанными с тем, что есть в самой игре. Например, PR-агентство The Redner Group, представляющее интересы издательства 2K Games, оказалось далеко не в самом лучшем расположении духа от низких оценок шутера, которые ему выдавала пресса. Особенно «отличился» в этом плане глава рекламного агентства, который посредством корпоративного твиттера пригрозил недовольным «акулам пера» штрафными санкциями – мол, будете плохо рассказывать о Дюке, лишитесь немалого количества «плюшек», а некоторые издатели и вовсе прекратят с вами работать. Конечно, поостыв, PR-агентство принесло официальные извинения прессе и сослалось на эмоции своего босса. Однако уже было поздно что-либо делать – 2K Games официально отказалась сотрудничать с этим агентством в дальнейшем, заявив, что репутация добросовестного паблишера ей дороже.