3D – это сейчас модно и круто. Надо отдать должное: с поддержкой очков NVIDIA 3D Vision компания ViewSonic угадала. Несмотря на то, что с момента анонса прошло уже полтора года, в списке мониторов, поддерживающих эту технологию, всего пять моделей. Две из них – производства ViewSonic. Более того, только ViewSonic устроила белорусским журналистам демонстрацию 3D. Однако, официальная презентация – одно, а проба в домашних условиях – другое. Хотелось бы уточнить, «стоит ли овчинка выделки». С этой целью мы обратились в минское представительство компании, получили комплект из монитора и очков и поехали играть.
Как это работает?
Для создания эффекта 3D монитор по очереди генерирует два изображения – отдельно для правого и левого глаза. В очках NVIDIA 3D Vision используются специальные стекла, которые затемняются при подаче напряжения. Когда монитор формирует изображения для левого глаза, очки автоматически закрывают правый, и наоборот. Обманутый мозг «видит» трехмерную картинку.
Картинка на экране синхронизируется с очками через инфракрасный порт, который поставляется в комплекте с очками.
Монитор
Внешне VX2268wm от обычного монитора отличается только значком 3D Vision Ready на коробке и кабелем Dual Link DVI внутри. При покупке обязательно нужно проверить наличие кабеля в комплекте. Без него никакого 3D вы не увидите.
Монитор матовый. Это хорошо. Особенно после глянцевых ноутбуков, в экране которых пользователь видит в основном себя. Внешность у дисплея гламурная – блестящий черный пластик, плавные линии подставки. Из достоинств отметим также тонкую рамку и удобные, хотя и скрытые от глаз владельца, кнопки управления.
Из недостатков главный – потенциально невысокая устойчивость. Дисплею не помешала бы более надежная опора.
Углы обзора, цветопередача и контрастность выше средних, но воображение не поражают – обычный качественный монитор на базе TN-матрицы. Зато в режиме 60 Гц предусмотрена возможность выбора времени отклика: в режиме Advanced – 3 мс и 2 мс в режиме Ultrafast. Скорость прямо влияет на качество изображения, поэтому в режиме Ultrafast на экране видны артефакты. При переходе на частоту обновления 120 Гц монитор автоматически переходит на режим Advanced.
Полные характеристики монитора ViewSonic FuHzion VX2268wm можно посмотреть здесь.
Очки
NVIDIA 3D Vision не могут похвастаться ультрасовременным дизайном, но для пионера на рынке внешность – это не главное. Кроме того, геймера гораздо больше должна интересовать комфортность. А с ней все в порядке: в комплекте с очками идет пара резиновых накладок на «седло». Благодаря им гаджет можно приспособить к любому лицу вне зависимости от размеров носа – натирать не будет. Также NVIDIA 3D Vision совершенно нормально надеваются поверх очков с диоптриями. Людям с плохим зрением не обязательно тратить деньги еще и на контактные линзы. Очки заряжаются через USB-порт, весят 50 граммов и работают на одной зарядке почти двое суток.
Настройка очень простая. ИК-передатчик втыкается в USB-порт, устанавливается специальная версия графических драйверов. Затем в панели управления NVIDIA выставляется стереоскопический режим и глубина стереоэффекта (для начала хватит 10-15%). Кроме того, если Windows сама не догадалась, устанавливается частота обновления монитора 120 герц. Затем на левой дужке нажимается кнопка, очки синхронизируются с монитором – все, можно играть.
Проблемы при установке у нас возникли такие. Во-первых, Windows 7 упорно пыталась заменить драйвера идущие в комплекте с очками, на «такие же, но свои». Пришлось качать с сайта NVIDIA свежий вариант прошивки для нашей GeForce GTX 275 896 Мбайт. Во-вторых, ИК-передатчик при каждой перезагрузке требовалось достать из USB-порта и воткнуть заново, чтобы ОС могла определить его как «USB-устройство», на первых порах делать это по умолчанию система отказывалась.
Напомним, кстати, что технологией 3D Vision поддерживаются только одиночные видеокарты и режим 2-way SLI. Если у вас стоит 3-way SLI, то работать система не будет.
Полные характеристики очков NVIDIA 3D Vision можно посмотреть здесь.
Продаются очки за $200.
Безопасность и частота обновления
Естественно, высокая частота обновления пригодится не только для 3D. В привычном плоском мире она также сказывается на картинке в лучшую сторону.
Все мониторы мерцают, но глаза и мозг человека реагируют на это мерцание по-разному. Верхняя пороговая частота мелькания, воспринимаемая мозгом, индивидуальна, но в среднем составляет 40-50 герц. Поэтому минимально приемлемой частотой обновления для мониторов считается 60 герц.
Но у глаза чувствительность выше. Глаз видит мерцание, которое уже не воспринимает мозг и, соответственно, устает. Опытные верстальщики легко отличают монитор частотой в 75 герц от монитора с частотой в 120 герц. Чем выше частота, обновления экрана, тем меньше вероятность того, что глаз заметит мерцание и отреагирует на него. Поэтому в старых ЭЛТ-мониторах в целях безопасности рекомендовали выставлять частоту обновления в 100 герц и выше.
В ЖК-мониторах луча нет, для глаза это комфортнее, поэтому хватает частоты обновления 60-75 герц. Но, как уже говорилось выше, 60 герц – частота минимально приемлемая. Обновляющийся со скоростью 120 кадров в секунду ViewSonic FuHzion VX2268wm в этом плане для глаз лучше и безопаснее.
Собственно, вся стратегия ViewSonic построена на том, что основная линейка при вменяемой цене обеспечивает характеристики выше среднего уровня, но не более. А вот отдельные модели «стреляют» технологическими достижениями по-настоящему. Так было, когда компания выводила на рынок первый в мире монитор со временем отклика 2 мс, так было, когда впервые в мониторах появилась LED-подсветка, так произошло и с ViewSonic FuHzion VX2268wm.
Играем!
С квалификацией продавцов в Минске все плохо. Запрос «Нам нужна игра с поддержкой 3D» привел к «зависанию» менеджеров нескольких популярных торговых точек. В связи с этим, рекомендуем не повторять наших ошибок и сначала ознакомиться со списком игр, которые поддерживают стереорежим, а уже потом идти и спрашивать в магазине конкретный диск.
В итоге мы остановились на Call of Duty: World At War, Batman: Arkham Asylum, Medieval 2 – Total War Kingdoms и King Bounty: Принцесса в доспехах (проморолики прилагаются). Первая пара – чистый экшн, вторая, соответственно, – пошаговая стратегия с тактическими real-time боями и RPG с тактическими пошаговыми боями a la Heroes of Might & Magic.
Что получилось? Если говорить кратко, 3D Vision идеально подходит для «беготни» и «стрелялок», но маловразумителен в пошаговых боях и RTS.
Call of Duty: World At War – стереоэффект прекрасен. Картинка получает глубину, а игрок – желание подвигать головой, чтобы «заглянуть за угол». Последний раз подобные ощущения мы испытывали 16 лет назад, когда сели играть за первый трехмерный шутер – Quake. Есть мелкие недостатки. Во-первых, в настройках надо отключить некоторые «красивости». Во-вторых, прицел неприятно уезжает куда-то за заднюю крышку монитора и присутствует не только в самой игре, но также в меню и настройках.
Batman: Arkham Asylum – очень красивая игра, прекрасный стереоэффект. Однако есть глобальный минус, связанный с драйверами нашей видеокарты – подстроить изображение так чтобы оно было четким в стереорежиме на все 100% не получается. Из-за этого картинка в очках выглядит слегка размытой.
Medieval 2 – Total War Kingdoms – стереоэффект есть, но управлять игрой на стратегическом экране в 3D не очень неудобно. Иконки уезжают вдаль, также как и прицел в COD. Но если к прицелу еще можно приноровиться, то приспосабливаться к изменившемуся управлению в TWK желания не возникает. Во время сражений, если приблизить камеру на максимум, видно, как трехмерные гусары гоняются по полю за не менее трехмерными арбалетчиками. Симпатично. Проблема в том, что обычно игрок наблюдает за битвой с высоты птичьего полета – трехмерность в этом случае никаких плюсов не дает.
King Bounty: Принцесса в доспехах – при первом запуске стереоэффект проявлялся только в виде разложения картинки на красную и зеленую составляющие. При повторном запуске игра вывалилась в «синий экран». После этого понадобилось еще раз переустановить драйвера к очкам, и только тогда процесс пошел. Толку в этом, признаться, было немного, поскольку игрушка пошаговая, а модели монстров, деревьев и скал довольно простенькие.
Игра в стереорежиме требует привыкания – глаза поначалу устают быстрее обычного. Но на второй-третий день мозг осваивается с новой картинкой и пара часов игры уже совершенно не утомляют.
Итого
Итоговый комплект из монитора и очков «тянет» по сумме на $700. Имеет ли смысл покупать за эти деньги хороший монитор на матрице типа TN и интересный, но несколько недоработанный продукт? Предварительный ответ – да. А вот окончательный зависит от того, как часто и во что именно вы играете.
Учитывая, что монитор продается почти за $500, для обычных игр, возможно, будет логичнее купить популярный «домашний» ViewSonic VX2260wm. Фанатам стратегий и RPG стоит покупать ViewSonic FuHzion VX2268wm только из-за более комфортной для глаз 120-герцовой развертки. Очки в этом случае – дополнение приятное, но не обязательное. Киноманам стоит обратить внимание на ViewSonic VLED221wm со светодиодной подсветкой, наконец, для работы с графикой наиболее оправданным выбором будет ViewSonic VP2365wmb – на базе матрицы e-IPS.
Но!
Специализация ViewSonic FuHzion VX2268wm и NVIDIA 3D Vision – игры жанра экшн и авто/авиа симуляторы. И вот здесь эта связка вне конкуренции. Согласимся с производителями: после того, как один раз попробовал стерео, играть в хороший шутер без 3D уже не интересно.