Массовое распространение ЖК-телевизоров, начавшееся примерно в 2003-2004 годах, прошло одновременно с внедрением HD-изображения. Их экраны поначалу обеспечивали разрешение 1366х768 точек, а позже перешли на 1920x1080 (Full HD). В то время это был совершенно новый тренд и главной проблемой являлось отсутствие контента. И действительно, тогда сложно было представить, кто в здравом уме будет качать из интернета фильм в разрешении 1280х720 объемом 4-6 Гбайт. А уж про Full HD можно и не вспоминать – пару десятков гигабайт не каждый готов был выкачивать из онлайна в течение недели-двух, чтобы потом «насладиться» сверхчеткой картинкой. Тем более, что экраны Full HD тогда были редки и дороги.
Теперь Full HD уже никакого не удивишь. Сейчас не проблема скачать даже образ диска Blu-ray на 25-45 Гбайт. А чтобы воспроизвести такое кино вовсе не нужен самый современный компьютер – с ним справляются даже встроенные в телевизоры плееры (которых раньше тоже не было!) и даже смартфоны. Последние, кстати, вообще без вопросов снимают видео Full HD, причем некоторые в весьма высоком качестве. А уж про Full HD экраны можно наговорить на целую книгу!
Full HD реально стало мэинстримом, самой обыденной характеристикой любого современного устройства, снимающего и/или показывающего изображение. Если уж 5-дюймовые смартфоны обзавелись Full HD дисплеем, а в 2014 году их заменят на WQHD (2560x1440), то разве кого-то оно удивит в телевизоре диагональю от 20 до 100 дюймов?
С телевизорами, кстати, производители напряглись более всего. Они просто плохо продаются. Людям они уже не очень-то и нужны – смотреть кино можно на компьютере, планшете или смартфоне, а телеканалы как-то уже и не всем интересны. Чаще молодежь отказывается от этого, тем более, что их трансляция уже ведется и в интернете.
HTC EVO 3D
Итак, чем привлечь массового потребителя к телевизорам? Сначала это попробовали сделать с помощью 3D. Поддержку стереокартинки сначала добавили в флагманские модели, которые все наперебой рекламировали как очередной «прорыв в новой измерение» и тому подобное. Тренд захватил собой еще и другие устройства. Появилось несколько 3D-мониторов и даже ноутбуков. Отдельные компании расстарались и выпустили 3D-камеры и 3D-смартфоны (привет, HTC EVO 3D). Все это оказалось сугубо нишевой продукцией, без особо высоких продаж. Даже телевизоры особо не привлекли внимание. Не помог в том числе и стандарта Blu-ray 3D. Смотреть стереофильм дома в очках не то чтобы неудобно, но преимуществ в сравнении с классическим 2D особо не наблюдалось. Просто нет нового «уровня ощущений» и все тут.
Так и получилось, что 3D в итоге стало «еще одной функцией, которая есть у всех». Даже у самых дешевых моделей. Smart TV тоже ничего серьезно не изменило. Это не более чем еще один новый тренд, который медленно спускался сверху вниз: от дорогих телевизоров к более дешевым. Да, приложения на телеприемнике появились, но что из них использовать? Ну YouTube, ну посмотреть фильм из онлайн-сервиса, ну по Skype поговорить, ну быстро глянуть что-то в интернете. Но вообще все, что не касается видео, все равно удобнее и быстрее делать на компьютере или смартфоне.
Вот и вышло, что 2013 год на дворе, но чем завлечь покупателя толком непонятно. А тем временем технологии на месте не стоят – почему бы не перенести «гонку ppi» со смартфонов на телевизоры? Другими словами, можно опять увеличить разрешение, раз Full HD – это уже норма. Да и «профит» для обывателя куда более наглядный – заметно более четкая картинка. Так и покатился новый снежный ком с горы.
Ultra HD – сверхвысокое разрешение для экранов
Разумеется, Ultra HD не такая молодая технология, как может показаться сразу. Так оно всегда бывает – например, GSM начали разрабатывать еще в 1981 году, а закончили в 1990. Также и с Ultra HD – еще в 1924 году японская компания NHK впервые продемонстрировала прототип устройства UHDTV (Ultra HD TV). Позже наработки NHK были положены в основу UHDTV-стандарта, принятого 23 августа 2012 года организацией ITU (International Telecommunication Union). Назвали стандарт ITU-R Recommendation BT.2020 или более просто Rec. 2020 или BT.2020. Он определяет, что есть телевидение ульравысокого разрешения, поддерживаемые форматы, разрешения, цветовой охват, кадровую развертку и так далее.
И тут возникает некоторая путаница, поскольку Ultra HD условно подразделяется на два подвида: 4K Ultra HD (или UHDTV Level 1) и 8K Ultra HD (или UHDTV Level 2). Не сложно догадаться, что разница между ними кроется в разрешении изображения.
4K Ultra HD
Полагаем, большинство из читающих этот текст, видели значение разрешения 3840х2160 – именно его и называют 4K и имеют в виду под Ultra HD. Еще оно имеет обозначение 2160p. Тем не менее, стандартом предусмотрено несколько различных форматов, среди которых 3840х2160 – самое маленькое разрешение, рассчитанное на соотношение сторон 16:9.
Собственно, все остальные форматы от соотношения сторон экрана и зависят. Там есть и 16:10, и 17:9 (используется для кинотеатрального формата), и 21:9, и 4:3, и даже 1:1 (Fulldome). Для удобства сравнения сведем все цифры одну таблицу:
Это, конечно, еще далеко не полный список, но эти разрешения вероятнее всего будут наиболее распространены. К примеру, отдельные производители уже заявляют о готовности начать поставки 5K-телевизоров – тех, у которых соотношение сторон 21:9 и разрешение экрана 5120х2160. 16:10 скорее всего освоят мониторы, по началу профессиональные, а потом и модели дешевле. 4096х3072 – это максимальное разрешение для роликов, которые уже можно закачивать на YouTube и Vimeo.
Тем не менее, и это все далеко не предел. Есть еще 8K. Давайте посмотрим, с какими цифрами приходится иметь дело там.
8K Ultra HD
8K, кстати, имеет еще одно название – Super Hi-Vision. И пока с таким разрешением рискуют «играться» единичные компании вроде NHK, заварившая всю эту кашу. Так в начале 2014 года она отчиталась об успешной трансляции 8K-телевидения на расстояние 4,2 км. Не сложно догадаться, на каком этапе находится эта технология, если таково максимальное достижение. Тем не менее, задел на будущее в любом случае должен быть.
8K – это в 4 раза больше, чем 4K и в 16 раз больше, чем 2K (Full HD). Другими словами базовым разрешением для соотношения сторон экрана 16:9 является 7680х4320 точек. Цифра впечатляет еще больше, если перевести ее в мегапиксели: 33,1 МП. В таком сегодня снимают только дорогие профессиональные фотоаппараты. Да и то, только фотографии. Видеокамеры для 8K существуют только в виде громоздких и некрасивых прототипов. Но в любом случае давайте посмотрим на табличку основных 8K-разрешений:
Впечатляет, правда? 30-40 мегапикселей на один (!) видеокадр – по сегодняшним меркам это очень круто. Современные процессоры и видеокарты еще кое-как справляются с такими фотографиями, но чтобы декодировать хотя бы 30 кадров в секунду без задержек – тут без увеличения частот и ядер уж точно не обойтись. А ведь кадров желательно, чтобы было 60, а можно и 120 в секунду!
8K-камера
Плюс ко всему 8K – это не предел. Сильно больше пока, видимо, особо не думали, но уже есть название QUHD или 16K. Это для разрешения 15360х8640 – картинка разрешением 132,72 МП. Лет через 15-20 это может и станет нормой, а пока представить такое сложно. Так что давайте займемся вещами попроще, а именно рассмотрим другие параметры Ultra HD.
Характеристики Ultra HD
Казалось бы, если увеличили разрешение в 4-16 раз, то что еще можно наращивать? Оказывается, можно. Параметров здесь полный комплект: частота кадров, цветовой охват, глубина цвета, канальность звука и так далее. И действительно, почему бы не просто повысить разрешение, но улучшить картинку другими способами?
Цветовой охват Rec. 2020
Если говорить более конкретно, то стандарт предусматривает частоту кадров для Ultra HD от 23,976 до 120 к/с, 12-битный цвет и цветовой охват Rec. 2020, закрывающий 75,8% цветового пространства CIE 1931.
Цветовой охват Rec. 709
Для сравнения: Rec. 709, применяемый для сегодняшнего Full HD, довольствуется 8-битным цветом, максимум 60 кадрами в секунду и покрытием 35,9% цветового пространства CIE 1931. На самом деле спецификация Rec. 2020 впечатляет – даже цветовой охват AdobeRGB закрывает не более 52,1% от CIE 1931. А ведь монитор, с цветовым охватом AdobeRGB, считается весьма продвинутым и стоит немалых денег! А тут нам предлагают в полтора раза больше и по сути на обычном телевизоре!
Расширение цветового охвата связано напрямую с поддержкой 12-битного цвета (по 12 бит на красный, зеленый и синий каналы). По сути это означает возможность отображения почти 69 миллиардов (!) цветов. Сравните с текущими 16,7 миллионами, которые выводят 8-битные экраны. Конечно, это оценят в первую очередь фотографы и другие дизайнеры, но в принципе реалистичность картинки повысится.
И еще остается 24-канальный звук. Это, конечно, по максимуму и заготовлено преимущественно к 8K-видео, но, тем не менее, такая «озвучка» потребует обвешать всю комнату колонками. Такую точно можно будет назвать «домашним кинотеатром».
Тем не менее, есть и другие препятствия к распространению 4K и 8K. Мало сделать новые дисплеи, надо еще передать на них видео и аудио. И вот тут есть свои проблемы, связанные с недостаточной пропускной способностью современных интерфейсов, в частности HDMI и DisplayPort.
На текущий момент их приходится использовать с некоторыми ограничениями, либо применять два канала (читай разъема) для подключения телевизора или монитора. Более того, на компьютере драйверы пока толком не способны нормально работать с 4K-устройством, воспринимая такой монитор как пару, объединенных в один. Но об этом мы расскажем ниже. Главное препятствие заключается в том, что ни HDMI, ни DisplayPort в своих актуальных версиях неспособны передать достаточно данных, чтобы обеспечить максимум даже для 4K.
«Максимумом» мы называем видео разрешением 3840х2160 (как самое распространенное) при 12-битной глубине цвета и 120 к/с. Звуковой канал пока опустим. Подобное «счастье» требует пропускной способности в 33,4 Гбит/с. Для 8K (7680х4320) с такими же параметрами потребуется заметно больше - 133,5 Гбит/с. На что же способны HDMI и DisplayPort сегодня и что они смогут предложить в будущем?
HDMI и Ultra HD (4K)
В мае 2009 года с достаточно большой помпой был представлен стандарт HDMI 1.4. Еще бы – его главной особенностью стала поддержка 3D-видео. Сегодня он эволюционировал до версии 1.4b, которая помимо всего прочего может выводить видео Full HD в 3D-формате с частотой кадров 120 в секунду (по 60 кадров на глаз). А что же с Ultra HD?
Максимальная пропускная способность HDMI 1.4 составляет 10,2 Гбит/с. При определенных усилиях в этот канал было «втиснуто» разрешение Ultra HD. Но в каком виде! Речь идет о 8-битном цвете при частоте кадров 30 в секунду и разрешении 3840х2160. Либо, как вариант, возможно довести последнее до 4096х2160 пикселей, но только при 24 к/с. Согласитесь, это все далеко от «полноценного» стандарта Ultra HD. По сути это просто новое разрешение, которое совместили с существующими технологиями.
И большего для HDMI 1.4 добиться не получится. Для видеопотока с обозначенными характеристиками требуется канал в 5,56 Гбит/с. Да, теоретически стандарт позволяет передавать вдвое больше данных, но не стоит забывать остальную информацию. Это и аудио, и Ethernet, и технические сведения для проверки целостности, и тому подобное. На деле для «контента» остается не более 8,16 Гбит/с. Так что видео разрешением 3840х2160 при 60 к/с уже не передать. Для обычного кино это не так страшно, а вот 3D уже не заработает – там минимум 60 кадров в секунду надо, если говорить об активных очках! Да и для монитора это не вариант – там работа с частотой дискретизации 60 Гц является нормой. Не зря первые Ultra HD мониторы оснащаются сразу двумя входами HDMI – для компьютера один экран работает как два логических, на которые выводится картинка разрешением 1920х2160@60 Гц.
В целом с самым распространенным на начало 2014 года стандартом HDMI 1.4 все ясно – Ultra HD там работает, но с большими ограничениями. Выход, разумеется, уже есть и имя ему – HDMI 2.0. Стандарт этот был принят 4 сентября 2013 года и уже даже анонсированы первые продукты с его поддержкой.
Разумеется, главное изменение в HDMI 2.0 – это поддержка разрешения 4K. Как на 3D был сделан упор в версии 1.4, так во второй сосредоточились на Ultra HD. Для улучшения его работы была повышена пропускная способность с 10,2 до 18,0 Гбит/с или с 8,16 до 14,4 Гбит/с не учитывая корректирующих данных. Для этого была поднята частота работы интерфейса с 340 до 600 МГц. В итоге эти меры дали возможность заявить о поддержке разрешения 3840х2160 или 4096х2160 при 60 к/с. Само собой, это обеспечит и 3D-режим с активными очками.
Есть и другие нововведения в HDMI 2.0. Например, добавили поддержку функции Dual View, которая позволяет выводить на один экран сразу два разных видеопотока. Появилась поддержка еще одного типа цветовой субдискретизации - 4:2:0, новых режимов 3D, а также 32-канального аудио. Вообще канал данных для аудио был расширен с 36,86 до 49,15 Мбит/с. Число каналов аудио доведено до четырех штук, поддерживаются стандарты HE-AAC и DRA. Кстати, не забыли и о набирающем популярность соотношении сторон 21:9 – оно теперь тоже официально поддерживается HDMI.
Очевидно, что второе поколение 4K-мониторов и телевизоров выйдет с поддержкой HDMI 2.0. Явно 2014-й станет их годом. Впрочем, есть у бытового HDMI и профессиональный конкурент в лице DisplayPort. Что он может предложить?
DisplayPort и Ultra HD (4K)
DisplayPort – стандарт довольно новый. Его разработка началась в 2006 году, а приняли его в 2008. На текущий момент актуальная версия достигла индекса 1.2. При этом пропускная способность выросла с 8,64 Гбит/с (1.0 и 1.1) до 17,28 (1.2) Гбит/с. Кроме того версия 1.2 поддерживает большое число разрешений, вариантов кадровой развертки, различную глубину цвета. Есть совместимость со стереоскопическим изображением, ширина аудио канала достигает 720 Мбит/с, поддерживается множество других профессиональных стандартов.
Стоит ли удивляться, что DisplayPort 1.2 без особых сложностей справляется с 4K? Уже сейчас он способен тягаться на равных даже с HDMI 2.0, позволяя выводить картинку разрешением до 4096х2160 при 60 к/с. Формально даже 3D в Ultra HD ему доступно – тут весь вопрос в поддержке драйверов. Собственно, с ними сегодня проблем более всего, но об этом поговорим чуть ниже.
Самое интересно, что на достигнутом никто не останавливается и уже ведется разработка DisplayPort 1.3, который примут во втором квартале 2014 года. Конечно, там упор также сделан на увеличении пропускной способности. Ее поднимут аж до 32,4 Гбит/с, чего будет достаточно на несколько лет вперед. С такими цифрами уже можно говорить о 120 кадрах в секунду и 12-битной глубине цвета.
Вообще для DisplayPort 1.3 обещают поддержку разрешения вплоть до 8192х4320. О частоте кадров ничего не говорится, но не сложно подсчитать, что 32 Гбит/с хватит максимум на 30 к/с при 8-битном цвете. Что до 4K, то здесь нам обещают до двух независимых 4K-потоков, либо полноценное 3D в таком разрешении. Надо полагать, по 60 кадров на глаз вполне заработает. Так что ждем новых мониторов и здесь.
MHL и Ultra HD (4K)
Стоит вскользь упомянуть еще один интерфейс передачи данных, а именно MHL (Mobile High-Definition Link). В последнее время о нем говорят все чаще. Если вкратце, это специальный стандарт, позволяющий передавать аудио и видео контент с мобильных устройств (смартфонов, планшетов) на телевизор.
Самое приятное, что поддержка MHL встраивается во все большее число смартфонов и данные передаются через разъем microUSB. Но требуется еще и совместимость со стороны телевизора или монитора. Сегодня уже применяется MHL версий 1.0 и 2.0. Они позволяют передавать видео разрешением до 1920х1080 вместе с 8-канальным звуком. Выглядит неплохо, согласитесь.
Но 20 августа 2013 года приняли стандарт MHL 3.0, который уже замахнулся на Ultra HD, а точнее видеопоток разрешением 3840х2160 пикселей с частотой 30 Гц. Там есть и другие улучшения, вроде поддержки HDCP 2.2, Dolby TrueHD и DTS-HD, увеличения мощности зарядки до 10 Вт и так далее. Но главное – это способность вывести 4K-видео.
Тем не менее, обольщаться не стоит. Первым устройством с поддержкой MHL 2.0 стал смартфон Samsung Galaxy S4. Представили его, напомним, в апреле 2013 года. Так что не ждите совместимости с MHL 3.0 в мобильных продуктах как минимум до 2015, а то и 2016 года. Расстраиваться не стоит, поскольку смартфоны и планшеты должны еще научиться работать с 4K-видео. А для этого придется подрасти их производительности. Сегодня подобный «финт ушами» доступен только самым быстрым процессорам, да и то, это на грани их возможностей.
3D и Ultra HD
3D в телевизорах, как уже упоминалось, «не пошло» - потребителями эта функция оказалась не очень востребована. В том числе и потому, что работает она через очки. Точнее почти всегда работает с их помощью. Тем не менее, ведь есть и альтернативные технологии: лентикулярная и барьерная. Отдельные компании даже пытаются сочетать их. Но суть в том, что для формирования стереокартинки применяется сразу несколько пикселей. Вот из таких субпикселей и складывается новое трехмерное изображение, которое видно без очков. Правда, серьезно падает его разрешение, а видеть его в полной мере без искажений можно только под определенным углом и с определенного расстояния.
Само собой, Ultra HD позволит продвинуться в этих технологиях еще дальше. Ведь пикселей на экране стало вчетверо больше по сравнению с Full HD. Так Samsung уже демонстрировала 55-дюймовый UHD-телевизор, показывающий «безочковое» 3D разрешением 1280х720 точек. По словам очевидцев, выглядит это очень пристойно, причем под разными углами и даже с близкого расстояния. А представляете, что будет с 8K? Sharp уже показала 85-дюймовый прототип ЖК-панели с разрешением Super Hi-Vision. Там такое 3D выглядит вообще сногсшибательно. Так что, глядишь, стереокартинка может обрести второе дыхание с Ultra HD.
Поддержка Ultra HD драйверами
Очевидно, что на первых парах компьютеры станут пионерами формата Ultra HD. Они всегда таковыми выступают для новых технологий, поскольку их модульный дизайн (особенно настольных систем) предоставляет большую гибкость для обновления и тестирования. Так что давайте поговорим, как на начало 2014 года обстоят дела с современными компьютерами в отношении разрешения 4K.
Самое печальное, что компьютеры, собранные примерно до второй половины 2012 года, придется обновлять. Точнее обновить придется видеокарту. Сейчас мы опустим аспект воспроизведения видео Ultra HD 2160p, которое даже на YouTube и Vimeo при желании можно найти. Лучше сосредоточиться на поддержке работы с устройствами отображения 4K: Ultra HD мониторами и телевизорами.
Выше мы писали, что разрешение Ultra HD поддерживают стандарты HDMI 1.4 и DisplayPort 1.2. Приняли их не вчера, а потому по идее проблем быть не должно. Однако они есть! Например, поддержка HDMI 1.4 есть у видеокарт на чипах Radeon с серии 6000 и GeForce серии 400. Тем не менее, 4K-монитор к их разъему HDMI подключить нельзя. То есть можно, но максимум вы получите разрешение Full HD.
Совместимость с Ultra HD появилась только в Radeon HD серии 7700 (модели с более низким индексом не поддерживают 4K), а также GeForce серии 600 (модели начиная с GeForce 650). Разумеется, есть она и во всех более поздних продуктах вроде Radeon R7 и R9, GeForce 700. Так что ответ на вопрос «поддерживает ли моя видеокарта Ultra HD?» прост – смотрите ее поколение. Причем в данном случае не имеет значения, выведен ли на вашем ускорителе порт DisplayPort или нет – вся проблема в отсутствии поддержки 4K на уровне блока графического процессора, отвечающего за формирование изображения. Потолок для многих старых ускорителей – 2560х1600.
Конечно, все вышесказанное относится и к ноутбукам в том числе. Здесь производители идут на ту же хитрость, что в случае с настольными решениями – бюджетные ускорители являются переименованными продуктами прошлого поколения. Так что здесь важно определить архитектуру чипа. Для AMD это GCN, а для NVIDIA – Kepler. И более старшие, разумеется. GCN оснащены все видеокарты серий от Radeon HD 7700M и более производительные, а Kepler поддерживают ускорители GeForce GT 640M и далее по списку. Бардак страшный, но ничего не поделаешь – 4K еще не стало мэинстримом, так что нельзя купить любую видеокарту и «не париться».
Со встроенными видеокартами в процессор совсем беда! В случае AMD только чипы на ядре Kaveri могут работать с 4K-видео. Это серия процессоров 7000 в семействе A8/A10. Другими словами, если вы видите встроенную видеокарту Radeon HD из серий 6000, 7000 и даже 8000, то знайте – все они не поддерживают Ultra HD!
С Intel ситуация более прозрачная. Возможность вывода 4K-изображения есть у процессоров начиная с поколения Ivy Bridge (серии Core i3/i5/i7-3000). Pentium и Celeron на базе этой архитектуры ее лишены, но более старшие чипы – нет. Другими словами, смотрите, чтобы там был встроенная видеокарта HD Graphics 2500 и HD Graphics 4000. Разумеется, более современные HD Graphics 4400, 4600, 5000 и 5200 из поколения Haswell без проблем работают с Ultra HD.
Но купить видеокарту с Ultra HD – это еще половина проблемы. Дело в том, что программная реализация такого разрешения далека от идеала. Пока для компьютера 4K-разрешение может быть представлено либо целостной картинкой, но с частотой дискретизации 30 Гц, либо двумя логическими экранами по 1920х2160 пикселей каждый, но зато герц будет уже 60. Касается это, конечно, только мониторов – у Ultra HD телевизоров вариант только один: 3840х2160@30 Гц.
Кто виноват в такой ситуации, производители видеокарт или мониторов, разбираться нет смысла. Очевидно, что ее надо менять. Хотя бы потому, что работать приятнее при 60 Гц (а еще лучше 120 Гц), но из-за логической «склейки» изображения могут проявляться артефакты. Нет, конечно, пока вы смотрите страницы в браузере или печатаете текст в Word, ничего такого странного на экране не будет.
«Казусы» могут возникнуть в полноэкранном режиме, например, когда будете смотреть кино. Впрочем, вряд ли они будут заметны на видео. А вот в играх начнется настоящая «веселуха». Вывод 3D-игры на два и более мониторов сегодня задача не очень сложная, но ведь между экранами обычно есть стыки, а в случае 4K-монитора – нет. И алгоритмы формирования единой картинки могут сработать не всегда идеально. В итоге вы получите дергание изображения, левая половина может отличаться от правой и так далее.
Короче говоря, даже на компьютерах с Ultra HD далеко не все так радужно, как хотелось бы. Что уж говорить о камерах 4K, плеерах Ultra HD и других источниках контента?
Кодек Ultra HD – HEVC (H.265)
Чтобы получить максимальную отдачу от фильмов в Ultra HD не хватает еще одного компонента – кодека. Конечно, никто не запрещает использовать для этого современные, вроде H.264 или x264 – они тоже поддерживают более высокое разрешение видео. Однако размер файла возрастет вчетверо! Такой уже не запишешь на обычный диск Blu-ray, да и для интернета это будет «толстовато».
Но выход есть и имя ему – H.265 или HEVC (High Efficiency Video Coding). Формат был опубликован 25 ноября 2013 года, так что штука это свежая, неосвоенная. Хотя, разумеется, вскоре ее поддержка появится во всяких сборках типа K-Lite Codec Pack, а также и на смартфонах/планшетах. Также уже разработаны спецификации DivX HEVC, DXVA for HEVC, OpenHEVC FFmpeg. Еще немного и H.265 можно будет скачать в том или ином виде.
По словам разработчиков, HEVC увеличивает компрессию в два раза в сравнении с H.264. Так что можно не волноваться – на диск BDXL типовой фильм точно поместится. Причем HEVC сделан с прицелом и на будущее – в нем учтено не только 4K, но и 8K. Кодек поддерживает видео разрешением до 8192х4320 точек при 60 к/с.
Конечно, от появления H.265 выиграют и различные онлайн-сервисы вроде Netflix. Да и фильмы Ultra HD скачать с iTunes или даже торрента будет попроще. Пока же Ultra HD ролики закодированы старым кодеком. 2-минутное видео может занимать до 1,7 Гбайт.
Вывод
В целом перспективы у технологии Ultra HD весьма радужные. Уж точно лучше, чем у 3D в 2010 году. Тем более, что UHD-разрешение может дать новый толчок развитию стереоизображения. Но самое главное, что от Ultra HD выиграют не только любители посмотреть кино вечерком на диване, но и пользователи компьютеров. На экранах мониторов более высокая четкость будет видна куда лучше, да и пользы принесет еще больше. Но самое смешное, что в 2015 году могут выйти первые смартфоны (!) с 4K-экранами! Они же, несомненно, получат и 4K-камеры. Аналогичный тренд стоит ожидать и для планшетов, у которых разрешение уже доросло до 2560х1600.
Но пока главным препятствием на пути распространения сверхчеткого разрешения стоит высокая цена. Это, конечно, норма – новые технологии всегда сопровождает высокая стоимость. Ultra HD телевизор купить сегодня можно не менее, чем за $4-5 тысяч. Цена, несомненно, упала – в 2013 году цена первые 84-дюймовые телевизоры Ultra HD начиналась с отметки $20 тысяч и заканчивалась на $45 тысячах.
Тем не менее, 4K-телевизоры уже дешевеют. Некогда известная Polaroid предлагает Ultra HD телевизор за $999. А отдельные китайские компании и вовсе готовы расстаться с таким продуктом всего за $700. Так что уже очевидно, где и как будут соревноваться производители в 2014 году. Ну а так подождем еще 2-3 года – Ultra HD войдет в нашу жизнь и станет самым обычным явлением.
Свои вопросы об Ultra HD и 4K задавайте в комментариях или на форуме.