Впрочем, «заканчивать об интерфейсе» еще рано. Мы завершили рассказ об общей концепции, но осталось упомянуть о частностях, о которых было рассказано на презентации. Например, новое приложение «звонилки» получило измененный интерфейс в соответствии с Material Design. Каждое касание отзывается какой-либо анимацией. Переходы между вкладками, совершение звонков и так далее сопровождаются плавной анимацией.
Экран блокировки заметно преобразился – теперь там могут выводиться уведомления. По умолчанию отображаются только самые важные – их важность определяет сама система на основе анализа ваших действий. Потянув их вверх, можно просмотреть весь список. Если же дважды нажать на уведомление, откроется приложение, отвечающее за него. Либо уведомление вообще можно удалить. Плюс ко всему были добавлены специальные особо важные уведомления, которые могут даже приостановить запущенную игру или фильм.
Поработали в Android 5.0 и над разблокировкой. Если у вас установлен на смартфоне пароль или рисунок-паттерн для дополнительной защиты, вводить их не придется, если система будет в курсе, что телефон находится в руках у своего владельца. Распознать она его сможет по умным часам на базе Android Wear. Если же часов рядом не окажется, разблокировать придется вводя пароль.
Судя по всему, что стоковым браузером Android 5.0 станет Chrome. Он интегрирован в систему значительно сильнее. И, хотя это все называют «мобильный веб-опыт», увязывая его с Material Design, новым способом отображения вкладок и индексацией приложений, в основе все равно лежит тот же браузер.
Material Design в понимании Chrome – это плавная смена интерфейса веб-страницы во время серфинга. Правда, не совсем понятно, потребуется ли для этого обязательное использование вышеупомянутого Polymer, или браузер сам решит, как и что лучше анимировать. Но анимировать он это будет плавно, гарантируя не менее 60 fps для всех эффектов.
Android 4.0 представил новый способ работы с недавно открытыми приложениями. Списком выводилось их превью. Теперь на экране не список, а набор вкладок, которые можно листать и возвращаться к программе, которой необходимо. Но самое важное, что среди этих вкладок окажутся не только ранее открытые приложения, но и предыдущие веб-страницы, просмотренные в Chrome. Android 5.0 по сути уровнял их с полноценными приложениями, хотя работают они все только через один браузер. А вообще внешне это напоминает перекрывающие друг друга окна, не находите? Экран маленький, а потому окно на нем может быть выведено только одно. Но в любом случае выглядит это как классическая настольная операционная система (привет, Windows 8!).
И последнее, условно связанное с Chrome и веб-серфингом, - это индексация информации по всем приложениями. Через специальный API разработчики могут предоставлять необходимые сведения системному поиску. Далее, при поиске через приложение Google Search, клик по ссылке может открыть вовсе не браузер, а соответствующее более подходящее приложение. Ранее это было доступно, но всего нескольким программам. Теперь все могут реализовать такую функциональность. Впрочем, ее мы уже видели в Windows 8.1.
Разумеется, все новые «рюшки» с интерфейсом, все эти анимации и так далее потребуют дополнительных ресурсов от «железа». Но чтобы хотя как-то это компенсировать, да и вообще чтобы ускорить общую скорость работы, Android 5.0 предложил новую среду исполнения приложений ART вместо Dalvik.
Dalvik – самый старый из наиболее важных компонентов Android, почти не менявшийся с первых версий. Его главная задача была экономить место на устройстве, но не быть быстрым и эффективным. Необычный подход для мобильного устройства, но да ладно. Важно понять, как Dalvik работает. Он использует JIT-компиляцию (just-in-time). Другими словами код приложения компилировался каждый раз при запуске, что нельзя назвать самым производительным решением.
Но уже в Android 4.4 Google добавила среду ART. Там она присутствует в виде бета-версии и предназначена для разработчиков, желающих попробовать будущую виртуальную машину. В Android 5.0 она установлена по умолчанию и использует AOT-компиляцию (ahead-of-time). В этом случае приложение компилируется только один раз, что заметно ускорит его запуск.
Правда, есть у JIT-компиляции одно преимущество – во время запуска приложение получает самую полную информацию об устройстве, что позволяет максимально оптимизировать его под конкретные условия работы. ART повторить компиляцию не сможет, однако по сути это и не требуется.
Из магазина Play Store программа будет скачиваться в виде неоткомпилированного кода. Далее при установке произойдет компиляция уже на устройстве. Следовательно, все данные о нем будут получены и учтены, а потому разницы в сравнении с JIT скорее всего не будет. Ведь вряд ли в вашем смартфоне сменится процессор или добавиться оперативной памяти. Но в таком виде запускаться приложение будет куда быстрее – обещают двукратный рост. Конечно, возрастет время установки, но установка она на один раз, а запуск – операция постоянная.
И самое главное – при помощи ART Android теперь официально будет поддерживать сразу три архитектуры: ARM, x86 и MIPS. Причем для первых двух обещается даже поддержка 64-битного режима. Речь идет об ARM64 (ARMv8) и x86-64 (AMD64). Так что первые 64-битные смартфоны, ожидаемые в начале 2015 года, смогут использовать возможности своих чипов «на полную». Если, конечно, получат Android 5.0, а не что-то более старое.
Надо заметить, что 64-разрядность в Android 5.0 вовсе не формальная. Система использует дополнительные регистры процессоров и их же наборы инструкций. Заодно появилась поддержки большего объема оперативной памяти – наконец-то барьер в 3 Гбайта будет преодолен! Ждем Galaxy S6 и Galaxy Note 5 на 4 Гбайта ОЗУ?
И самое главное – для разработчиков на Java никаких изменений не случится. Видимо, для программистов, применяющих NDK (Native Development Kit) и язык C++ новости не такие радужные, хотя там вряд ли придется все переделывать.