Внутреннее устройство
Вскрытие показало, что пациент сделан из добротного МДФ толщиной около 10 мм, в некоторых местах на стыках усиленного дополнительными брусками из этого же материала. Но нельзя сказать, что этого достаточно – корпус все-таки в меру звонкий, сказывается отсутствие дополнительных распорок или усиливающих накладок:
Звукопоглощающие материалы также отсутствуют, что, с одной стороны, даст нам более четкую и быструю проработку баса и мидбаса, однако и сгладить неравномерность АЧХ на средних частотах тоже не поможет.
Входы и выходы проводов и разъемов обильно заляпаны клеем или установлены через пористые прокладки, только динамики установлены без каких-либо уплотнителей (но весьма плотно). Хотя для фазоинверторного исполнения это не критично.
Приятно удивили применимые в Solo 4C динамики. НЧ-СЧ-динамик имеет дополнительный магнит, приклеенный к нижнему магнитопроводу «на отталкивание», что часто используется аудиофилами-самодельщиками.
Это ухищрение в ряде случаев позволяет повысить чувствительность динамиков. Как побочный эффект существенно уменьшается магнитное поле вокруг магнитной системы, что позволило создателям Solo 4C заявить в руководстве пользователя о том, что «колонки имеют магнитное экранирование, так что их установка вблизи... телевизора, монитора не вызовет искажений».
Не без труда нами был раздобыт ЭЛТ-телевизор, чтобы проверить это утверждение, и мы убедились в том, что производители все-таки покривили душой: при установке колонок вплотную к телевизору вблизи места расположения магнитных систем цветовые искажения на телевизоре присутствовали и пропадали уже при отдалении колонок буквально на несколько сантиметров. С другой стороны, вряд ли кто-то станет буквально зажимать телевизор колонками с двух сторон, да и техники на электронно-лучевых трубках уже приходится искать днем с огнем.
В остальном «басовик» ничем особо не примечателен: стандартный штампованный из металла диффузородержатель («корзина»), в меру широкий резиновый подвес, диффузор из бумаги с каким-то покрытием, напоминающем тонкий пластик, широкий и жесткий пылезащитный колпачок. Ход подвижной системы достаточно жесткий.
В свою очередь высокочастотный динамик имеет купол из тонкого материала (предположительно шелка) и дюймовую катушку на неодимовом магните. Достоинства шелка – мягкость и «правильность» звучания, что зачастую перекрывает его основной недостаток – ранний спад АЧХ уже в районе 18 кГц. Измерения покажут, на что способны эти «пищалки», но внимание привлекает дополнительный радиатор, установленный на нижний магнитопровод динамика:
Обычно такие радиаторы ставятся на динамики, подверженные значительным нагрузкам и, как следствие, нагреву звуковой катушки. О нагрузке нам скажет частотный диапазон, который направляется на ВЧ-динамик, как только мы дойдем до фильтров.
Хмм... Собственно, уже дошли:
Элементов фильтра много, есть надежда на высокие порядки разделения частот. Хотя сразу очевиден далеко не лучший вариант исполнения одной из катушек (сердечник из металла) – линейных параметров на всех частотах и мощностях от такой катушки ожидать сложно. Срисовываем схему и видим, что для НЧ-СЧ-динамика применен простейший фильтр первого порядка (одна катушка индуктивности, та самая, которая с металлическим сердечником), осложненный, правда, RC-цепью, установленной параллельно динамику, назначение которой определить не удалось (но это точно не цепь Цобеля, компенсирующая изменение импеданса динамика при его работе). Возможно, с ее помощью вносились какие-то коррективы в АЧХ акустической системы, однако исключать эту цепь из схемы и проверять правдивость этой гипотезы мы не стали – все-таки не настолько хардкорные задачи ставились при написании данного обзора.
Фильтр для ВЧ-динамика существенно сложнее, третьего порядка (два конденсатора, одна катушка индуктивности – на этот раз без металлов, с обычным воздушным сердечником), обеспечивающий крутизну среза АЧХ в 18 дБ на октаву. До фильтра включен резистор на 8 Ом – видимо, для уравнивания чувствительности «пищалки» с НЧ-СЧ-динамиком.
Проведя замеры поочередно с отключенными ВЧ-динамиком, а затем и НЧ-СЧ-динамиком, мы установили довольно необычные частоты среза обоих динамиков. С твиттером, в целом, все очевидно – частота среза немногим более 10 кГц (зачем нужен при таком высоком срезе и, соответственно, небольшой подводимой мощности радиатор охлаждения на твиттере – осталось для нас загадкой):
Это достаточно высоко, очень и очень немногие широкополосные динамики способны ровно отыграть до частоты 10 кГц, где им на помощь смогут прийти высокочастотники. Собственно, это мы и наблюдаем на измеренной АЧХ НЧ-СЧ-динамика:
АЧХ этого динамика начинает серьезно «заваливаться» уже около 2,5 кГц (что предположительно и является частотой среза фильтра), а на частотах около 5 кГц, 6,5 кГц и 9 кГц имеет значительные всплески. Казалось бы, результирующая АЧХ ничего хорошего собой представлять не будет. Однако, как мы убедимся позднее, это далеко не так.
Усилитель Solo 4C собран на оконечных транзисторах GT1081, аналогичных тем, что применяются в Solo 7C:
Транзисторы через теплопроводящие прокладки, обильно смазанные термопастой, прижаты к дюралевой пластине-теплоотводу, на которой крепятся все элементы усилительной части, входы, выходы и разъемы. Примечательно, что небольшой радиатор, находящийся на этой пластине и торчащий сзади сателлита, не является ее частью и прикручен к пластине болтами без каких бы то ни было теплопроводящих интерфейсов:
Во время работы при среднем уровне громкости как пластина, так и радиатор слабо греются. Заставить их нагреться посерьезнее, примерно до 50 градусов, нам удалось только прослушивая изобилующий низкими частотами аудиоматериал в течение получаса, но комфортным такое прослушивание назвать невозможно – уровень громкости был близок к максимальному и уже спустя непродолжительное время от большой громкости начинала болеть голова.
Трансформатор в Solo 4C, несмотря на отсутствие маркировки, один-в-один похож на трансформатор из Solo 7C и размерами, и выдаваемым напряжением. В общем, это логично – закупать партиями одинаковые транзисторы и трансформаторы для максимального удешевления поставки. В нашем случае это дает дополнительный бонус – хороший запас по мощности, с учетом того, что динамики малого диаметра (как помните, в Solo 4C 10-сантиметровый НЧ-СЧ-динамик), как правило, не в состоянии потребить большую мощность без риска физического повреждения.
При реальном прослушивании мы убедились в солидном запасе по мощности – даже при уровне сигнала, близком к максимальному, характерные «перегрузочные» хрипы от просадки напряжения на усилителе замечены не были. Амплитуда хода диффузора НЧ-СЧ-динамика при этом становилась пугающе большой, в связи с чем при проведении мини-дискотек на этой акустике нужно быть предельно осторожным в желании сделать «погромче»: усилитель выдержит, а вот динамики – вряд ли.
Поскольку усилитель и трансформатор аналогичны Solo 7C, будем считать, что выдаваемая ими мощность такие же, то есть в лучшем случае около 20 Вт на канал, что, конечно же, меньше заявленного почти в 2 раза, но более чем достаточно именно для этих колонок.
В целом усилительная часть Solo 4C оставила благоприятное впечатление: ровная пайка, немалое количество клеевой массы в местах, где возможны механические перемещения деталей, промазанные герметиком резьбовые соединения, провода с хорошей изоляцией, схваченные в нужных местах монтажными стяжками, винтовые зажимы акустических проводов:
Впечатление слегка портит легкий щелчок в динамиках при выключении питания колонок. Примечательно, что аналогичный щелчок при включении питания, чем грешат «старшие братья» Solo 4C, в данных колонках отсутствует.