Технические характеристики
Выходная мощность в RMS и усилитель заодно – все равно по отдельности их рассмотреть невозможно. Лезем внутрь колонки с усилителем, обнаруживаем там трансформатор питания, собранный на обычном Ш-образном каркасе. Скромно отвернув сторону с маркировкой, трансформатор обещает двухполярное питание в 18 вольт при 3 амперах.
Трансформатор Microlab Solo 7C
Если верить этим надписям, наши китайские товарищи (а Solo 7C сделан в Китае) предполагают наличие 18 вольт переменного напряжения при нагрузке по току до 3 ампер. Что в итоге дает всего 54 ватта отдаваемой мощности (естественно, при этом в уме следует держать как увеличение напряжения после преобразования в постоянное, так и его снижение при подключении нагрузки; для приблизительных расчетов будем считать более-менее правдоподобным, что на нагруженный усилитель приходит именно 18 вольт постоянного напряжения).
Итак, 54 ватта для двух каналов нашей акустической системы, то есть грубо говоря на каждую колонку придется по 27 Вт. При дальнейшем увеличении громкости будет ощутимая просадка напряжения, которую не спасут имеющиеся в блоке питания конденсаторы, и в итоге – рост искажений (в первую очередь на частоте минимального импеданса системы, а это по нашим измерениям – около 60 Гц). И это без учета КПД системы, который явно не 100%. Обычно системы усиления АВ-класса, которая применена и в Solo 7C, имеют КПД в районе 70%, что при таком допущении оставит от наших 27 Вт на канал примерно по 19 Вт.
В принципе, можно даже не ковырять усилительную часть дальше, общий вывод очевиден: максимальная мощность, которую сможет отдать усилитель на каждый канал, неприлично мала. И даже то, что производитель хитрит и указывает мощность АС в RMS, этой нестандартизированной величине, получить ее каждая из колонок просто не сможет.
Ради приличия отметим достаточно высокое общее качество монтажа элементов усилителя – ровная пайка, клея в меру, при прохождении коннекторов и проводов через пластину, на которой смонтирован усилитель и которая является частью задней стенки колонки, щелей нет. Пластина крепится к задней стенке колонки через уплотнительную прокладку.
Помехи от иных потенциальных источников (как-то электромиксеры, микроволновые печи, телевизоры и т.п.) Solo 7C не воспринимают – молчат, как партизаны. Видно, усилительная часть неплохо защищена фильтрами по питанию, хотя визуально там присутствует всего лишь одно ферритовое кольцо на входе питания 220 В.
При выключении колонок явственно слышен негромкий щелчок. Снисходительно улыбаемся: побороть эту болезнь линейка Solo так и не смогла.
Теперь немного о «дороговизне усилителей на дискретных элементах», которые, понимаешь ли, «начальный хай-фай». Ну что тут можно сказать – чистой воды пиар. Каждому свое: кто-то обожает интегральные микросхемы в качестве оконечных элементов УМЗЧ, кто-то – транзисторы. Единого мнения об идеале нет и пока не предвидится.
Усилитель. Microlab Solo 7C
Примененные в усилителе оконечные транзисторы неизвестной маркировки, о которой даже Интернет ничего сказать не может. Однако удалось выяснить, что эти транзисторы – прямой аналог Toshiba A1941. Что, в общем-то, нам не очень много даст, учитывая изложенные выше соображения по поводу мощности трансформатора, их питающего.
Как видим, транзисторы прикручены к радиатору через слюдяные прокладки и обильно смазаны термопастой, что не может не радовать.
В процессе работы, особенно на высоких уровнях громкости, небольшой по размерам радиатор охлаждения существенно греется, однако без нелицеприятных последствий в виде ухудшения сигнала.
Диапазон частот. Вызывает легкую оторопь заявляемый верхний предел частоты в 31 кГц. В системе применены купольные тканевые высокочастотные динамики, особенность которых в достаточно раннем затухании сигнала. Как правило, спад начинается уже после 18 кГц. Что мы, собственно, и наблюдаем на графике АЧХ, снятой на расстоянии 1 метр от АС (звуковая карта M-Audio FireWire1814, микрофон Behringer ECM8000, использованное ПО – EASERA, частота дискретизации 96 кГц):
График АЧХ
Примечательно, что шильдик-стикер на задней стенке колонок говорит о более реалистичном частотном диапазоне в 21 кГц:
Наклейка с характеристиками. Microlab Solo 7C
Теперь внимательно рассмотрим график АЧХ, приведенный выше. Даже не специалисту понятно, что ни о какой нижней границе диапазона частот в 50 Гц речь не идет. Да, есть 50 Гц, но по уровню на 10-15 дБ меньшему по отношению к остальному сигналу. Естественно, что в реальности сигнал на такой частоте едва ли будет слышен по сравнению с иными частотами.
В целом же наблюдаем ярко выраженный «горб» на частотах 90-120 Гц, начало которого находится в районе 60 Гц. Однако далее АЧХ достаточно ровная – настолько, чтобы слегка «замаскировать» этот «горб». Что, впрочем, полностью сделать не удалось, как мы убедимся при прослушивании.
Также наблюдается существенный провал на частотах от 2 до 4 кГц. Предположительно он возник там от не очень правильной «сшивки» разделительными фильтрами высокочастотного и НЧ-СЧ-динамика. Но, как мы убедимся позже, при прослушивании этот провал хорошо маскируется другими частотами и практически незаметен.