Белорусы стали активнее пользоваться мобильным и интернет-банкингом. Об этом сообщила заведующая сектором социологии инноваций Института социологии НАН Беларуси Светлана Кройтор.
«Недавно мы провели анализ результатов большого исследования среди 8 тысяч респондентов по всем районам страны и заметили хорошие сдвиги. Возросло количество пользователей интернет-банкинга и мобильного банкинга, а также число людей, которые совершают оплату, перечисляя деньги с банковского счета. Причем доля таких людей возросла в том числе в тех группах, которые раньше были в этом плане неактивны, например, пенсионеры. Т.е. наблюдается тенденция роста финансовой грамотности. Однако этот процесс не быстрый и следует продолжать работу по повышению финансовой грамотности», - отметила Светлана Кройтор.
Представитель НАН также рассказала о результатах исследования, которое проводилось в стране с 30 января по 14 февраля нынешнего года. В опросе приняли участие 1,5 тысяч человек. Выяснилось, что типичный пользователь финансовых услуг относительно плохо ориентируется в финансовых продуктах, пользуется только несколькими основными услугами (оплата коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, кредиты и текущий счет), довольно слабо информирован о механизмах защиты своих прав и достаточно редко их отстаивает.
«Как правило, белорусы выше оценивают свой уровень финансовой грамотности, чем это есть на самом деле. Однако при относительно невысоком текущем уровне финансовой грамотности за последние несколько лет граждане стали ориентироваться в финансовых вопросах заметно лучше», - добавила Светлана Кройтор.
Так, число респондентов, которые владеют вопросами финансовой математики на хорошем уровне, в 2016 году по сравнению с 2013-м выросло вдвое. Лучше всего белорусы ориентируются в вопросах, связанных со скидками, ответственностью поручителя, уровнем инфляции и плавающей процентной ставкой. Наименее осведомлены они в вопросах, касающихся акций и облигаций. Большинство белорусов не ведут подробного учета доходов и расходов, но в целом ориентируются, сколько тратят и зарабатывают. Нерастраченные доходы граждане чаще всего предпочитают хранить в наличной форме либо тратить на потребительские товары, значительно реже они пытаются приумножить оставшиеся средства, разместив их во вкладе и т.п. - такая ситуация не меняется на протяжении последних трех лет, констатировала Светлана Кройтор.