«В Беларуси случился маленький и не сразу даже заметный казус: по чистой случайности в стране запретили Интернет», отметил эксперт, комментируя принятие нижней палатой белорусского парламента на прошлой неделе во втором чтении поправок к Кодексу об административных правонарушениях. "В числе этих поправок значится статья 22.16. «Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет».
Статья предусматривает ответственность за «осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) незарегистрированных в установленном порядке», в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, в размере от десяти до тридцати базовых величин», - отметил А.Шукаев.
Эксперт подчеркнул, что суть нововведений сводится к требованию использовать ресурсы, физически располагающиеся на территории Беларуси для оказания услуги посредством сети Интернет. «Речь идет не только о продаже товаров, но и о предоставлении услуг, в число которых входят и информационные», акцентировал он, предложив в качестве примера наиболее популярные у белорусов сайты: Google, Yandex и другие. «Google – самый востребованный белорусами поисковый сервис, использует порядка 7 000 000 серверов, Яндекс и Mail.ru – каждый более 10 000, социальная сеть «ВКонтакте» – свыше тысячи. В разделах этих сайтов «Условия использования», «Пользовательское соглашение» указано, что каждый раз, когда мы посещаем эти сайты и каким бы то ни было образом их используем, нам безвозмездно оказывается информационная услуга на основании публичной оферты», - отметил А.Шукаев.
«То есть, чтобы белорусы могли дальше пользоваться любыми другими не-белорусскими сайтами, их владельцы должны установить в Беларуси кластер из весьма дорогостоящих серверов, обслуживающих исключительно наш, «белорусский» Интернет", резюмировал собеседник агентства. Эксперт полагает, что большинству уважающих себя компаний проще вообще заблокировать доступ из Беларуси. «Белорусские пользователи сегодня составляют 2-3% от числа посетителей российских сайтов. Рекламные деньги, за которые могло бы быть установлено на нашей территории оборудование, составляют от силы 1% в бюджетах российских интернет- сервисов и многократно менее 1% – в бюджетах сервисов западных. В таком случае, что сделает компания, созданная для получения прибыли, в случае, когда из Беларуси придет уведомление о необходимости перенести свои сервера на местную площадку? Правильно: уважая белорусское законодательство, она заблокирует доступ к своим ресурсам из Беларуси, так как нелегально оказывать информационные услуги она не может, а делать это легально ей не выгодно», – считает собеседник агентства. А.Шукаев сомневается, что такой подход будет иметь бонус в виде стимулирования развития байнета.
Большинство белорусских поисковых систем обслуживаются российскими или западными сервисами, которые будут вынуждены также прекратить сотрудничество.
Эксперт предложил обратить внимание и на новые условия работы предприятий-экспортеров. «Узнать динамику цен на сырье на мировых биржах? – Незаконно. Найти контакты зарубежных торговых сетей, чтобы предложить им продукцию? – Нельзя категорически. Разместить рекламу своей продукции в российских каталогах производителей? – Отказано в сервисе!», – с иронией спрогнозировал собеседник агентства.
Кроме того, А.Шукаев обратил внимание на «дополнительную» нагрузку на судебную систему страны. «Мне очень живо представляется, как в первый же день после вступления в силу этих поправок судебная система Беларуси начинает производство сразу по 150-200 миллионов дел об административных правонарушениях – ведь именно столько раз за сутки белорусы посещают небелорусские сайты», констатировал он. «Интересно, сколько столетий потребуется, чтобы по каждому из этих фактов выставить штраф «от десяти до тридцати базовых величин», добавил собеседник агентства.
Причину такого «законодательного прокола» эксперт видит в нехватке специалистов в данной области. «Сегодня в Палате представителей среди 110 депутатов только 6 юристов и ни одного ИТ- специалиста», подчеркнул А.Шукаев. «Мне хочется думать, что имела место простая недооценка реальной практики правоприменения, а не осознанный саботаж находящейся и так в непростом положении белорусской экономики», – отметил эксперт.