Наш национальный сегмент интернета редко когда становится объектом внимания для мировых СМИ в силу своей относительной провинциальности. Здесь не так много достойных ресурсов, в интернет-магазинах платят наличностью, а электронное правительство воистину существует исключительно в виртуальном виде. Тем не менее, пресловутые поправки в КоАП, которые уже успели переформулировать в «запрет на посещение зарубежных сайтов», «национализацию интернета» и всё такое прочее, «помогли» Байнету попасть в ленты и сюжеты BBC, EuroNews и многих других ведущих средств массовой информации. Вся эта весёлая кутерьма была бы даже в каком-то роде забавной, если бы всё не было так печально, ибо это ещё одно тёмное пятно на репутации нашей страны в целом и ИТ-отрасли в частности.
А какое впечатление по поводу особенностей развития информационных технологий в стране у иностранного клиента вызовет выдача Google?
Неудивительно, что практически сразу вышли опровержения и статьи с развенчиванием мифов. Нелепые заголовки в мировых СМИ и ещё более нелепые сведения стали отличным примером, как невысокая компетентность того или иного журналиста может привести к серьёзному урону репутации целой страны. Пресловутая бабочка, на которую наступили в рассказе Бредбери.
Пресловутый «указ 60» вступил в действие ещё полтора года назад, но, несмотря на «многочисленные разъяснения», трактовка многих моментов до сих пор не ясна. Даже сейчас официальное сообщение на сайте ОАЦ по поводу сложившейся ситуации так и не даёт толком ответов на вопросы.
Пример: «…К административной ответственности могут привлекаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь за осуществление на ее территории деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием интернет-ресурсов, расположенных за пределами национального сегмента сети Интернет…»
Простая, на первый взгляд, формулировка вызывает множество вопросов. Например: нарушает ли законодательство известный белорусский портал, предоставляя своим пользователям почту от Google с белорусской рекламой внутри?
Яркий пример реализации обязательной идентификации пользователей согласно закону можно было наблюдать на некоторых минских конференциях, где девушки раздавали всем индивидуальные шестнадцатизначные логины-пароли на Wi-Fi на каких-то клочках бумаги. «Большой Брат», конечно, «следит за нами», но выглядит это совсем нелепо.
Что же касается черного списка, в который попали и некоторые информационные сайты, то в данном случае дикость нормы компенсируется необязательностью ее исполнения. Запрет распространяется только на госучреждения и по эффективности сравним с запретом на посещение развлекательных сайтов в рабочее время в частной компании.
Если собрать всё это вместе, то получается, что указ, о проект которого было сломано столько копий и вольная трактовка которого подняла столько шуму, в итоге никому не нужен. В результате возникает анекдотичная ситуация, когда на основе неэффективного и неработающего толком закона не вникающими в тему журналистами создаётся чрезвычайно вредный для репутации белорусской ИТ-отрасли скандал. И больше всего от него могут пострадать как раз те, кто совсем не при чем – ИТ-компании экспортёры, надёжность сервиса которых поставлена под сомнения.