– Основным новшеством в законе является то, что теперь госорганы и другие организации обязаны рассматривать электронные обращения наравне с письменными, – пояснил Вадим Ипатов. – Единственное условие – такое заявление не должно быть анонимным.
Таким образом, чтобы ваше электронное обращение приняли к рассмотрению, его следует правильно оформить. Нужно указать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы. Вместо личной подписи заявитель должен сообщить адрес своей электронной почты. Рассматриваться будут только те письма, которые поступили на адрес электронной почты учреждения или же были оставлены в специальной рубрике на официальных сайтах организаций. На жалобы, появляющиеся на различных форумах, действие данного закона не распространяется.
Ожидается, что в нынешнем году количество обращений может несколько увеличиться – из-за того, что электронный вариант будет закреплен законодательно. Ответы на письма, полученные по интернету, должны направляться на адрес электронной почты заявителя. При этом закон не исключает возможности обратной связи в письменной форме. Так, если человек настаивает на том, чтобы организация выслала ему ответ на бумажном бланке, его пожелание должно быть выполнено. Кроме того, такое решение может принять и руководитель госоргана.
Свои требования есть и к оформлению ответов на электронные обращения. Сканировать для них официальные бланки или подпись руководителя организации нет никакой необходимости. Достаточно указать фамилию, имя, отчество либо инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения.
Стоит обратить внимание и на такой важный нюанс: если гражданин недоволен ответом на свое электронное обращение, он имеет полное право обратиться в данную организацию повторно и выяснить все детали во время личного приема.
– Законом также устанавливаются единые сроки рассмотрения обращений как для граждан, так и для юридических лиц, – уточнил Вадим Ипатов. – Так, на письменные обращения, в том числе занесенные в книгу замечаний и предложений, ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней, а на обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Кроме того, новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.
С вступлением в силу нового закона у наших читателей некоторое замешательство вызвал тот факт, что теперь при проведении личного приема станут применяться технические средства – аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Безусловно, многие люди расценили такой шаг как нарушение прав человека. Между тем у законодателей существует иной взгляд на этот счет.
– Данная мера призвана не ущемить законные интересы граждан, а наоборот, их защитить, – убежден Вадим Ипатов. – Использование технических средств позволяет повысить ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения, исключить грубость и хамское отношение к заявителям, выявить тех чиновников, которые проявляют излишний бюрократизм. Тем более что без ведома посетителя записывать или снимать на видео разговор никто не имеет права. Заявитель об этом должен быть поставлен в известность заранее. В случае же, если обратившийся не согласен вести беседу под контролем, он может отказаться от устного общения и подать свое заявление в письменной или электронной форме.