Внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления работой городского транспорта с глобальной спутниковой системы назрело в столице давно. Возможности действующей в Минске АСДУ пассажирским транспортом (она эксплуатируется только на автобусных маршрутах) ограниченны. Сведения о работе транспорта поступают от датчиков индукционного типа по выделенным телефонным линиям. Автоматизированная система диспетчерского управления отслеживает работу городских автобусов с помощью 91 контрольного пункта. Однако большинство маршрутов не имеет необходимого количества контрольных точек. 20 автобусных маршрутов имеют только один контрольный пункт. По этой причине оперативно получать информацию и воздействовать на ситуацию невозможно. А троллейбусные и трамвайные маршруты и вовсе работают вне системы автоматизированного контроля.
GPS-приемники находятся на связи с орбитальными спутниками системы глобального позиционирования (GPS) и позволяют в режиме реального времени отследить, где находится автобус или троллейбус, по какому маршруту движется. Глобальная спутниковая система значительно упростила работу водителей. В их кабинах установлены небольшие экраны, на которых отображается важная информация. Например, все водители ориентируются на текущее, синхронизированное с сервером, а значит, единое для всех время. Также есть возможность следить за графиком движения - насколько автобус или троллейбус опережает или наоборот отстает от него. А передать водителю важную информацию с диспетчерского пункта можно с помощью голосовой связи или SMS-сообщений.
В текущем году на этот проект в городском бюджете запланировано 2.3 миллиарда рублей, из которых уже выделено 1.1 миллиард. Этого хватит, чтобы укомплектовать умными терминалами весь подвижной состав автопарка №5, троллейбусного парка №3 и трамвайного парка - почти 350 автобусов, троллейбусов и трамваев.
Оснащение общественного транспорта GPS-навигаторами - лишь часть программы развития коммунального пассажирского транспорта Минска. В планах - введение автоматизированной системы оплаты проезда и единого электронного проездного билета. В этом направлении столичные транспортники активно работают. Специалисты уже изучили опыт стран-соседей (России, Чехии, Латвии). Например, чехи и латыши готовы предоставить оборудование для проекта. Сейчас прорабатываются варианты его финансового обеспечения.
Источник: БЕЛТА