Но реальность такова, что вскоре операторы вновь смогут продавать SIM-карты примерно в тех же количествах, что и во время бурного роста рынка мобильной телефонии. Просто подключать к ним будут не живых абонентов, а бытовую технику и прочее оборудование.
По словам представителей сотовых компаний, белорусов, использующих «умные» технологии, становится все больше. К примеру, в сети МТС таковых насчитали около 25 000. Как отмечает заместитель генерального директора этой компании по коммерческим вопросам Евгений Брянцев, в числе наиболее перспективных технологий такого рода можно называть телемедицину, мобильные платежные системы, видеонаблюдение, а также так называемый «умный» дом.
Впрочем, «умные» дома имеют обыкновение вливаться в «умные» улицы, а из них постепенно создаются кварталы и даже города. Они уже становятся реальностью. Есть десятки примеров реализации концепции «умных» городов — например, Неаполис (Кипр), Сонгдо и Инчхон (Южная Корея), Джазан (Саудовская Аравия), Лаваса (Индия), Уси, Хушань, Донгтан (Китай), Масдар (ОАЭ).
«В настоящий момент существует 10 самых «умных» городов мира: это Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг и Барселона. В этих населенных пунктах активно используются телекоммуникационная инфраструктура и информационные технологии, инновационное проектирование для реализации экологических, социальных и экономических целей. Минск, следует надеяться, также будет развиваться в этом направлении», — уверен Евгений Брянцев.
В идеале система позволяет жителям управлять своим домом или офисом на расстоянии, а инженерным и экстренным службам — дистанционно мониторить состояние всего городского хозяйства вплоть до каждой лампочки. Информация со всех интеллектуальных элементов должна стекаться в специальный аналитический центр, работники которого смогут отслеживать ситуацию на дорогах, контролировать системы жизнеобеспечения домов и квартир и многое другое.
«Временами мы имеем дело с преднамеренным противодействием распространению новых технологий. К примеру, установив устройства контроля над транспортом в некоторых столичных компаниях, мы столкнулись с тем, что водители этих автомобилей стали как бы невзначай выводить их из строя. Это и неудивительно — такие устройства позволяют компании экономить немалые деньги на бензине и амортизации, но при этом не дают работникам возможности подхалтуривать в нерабочее время, сливать «лишнее» топливо и так далее», — смеется Евгений Брянцев.
Рассказывают о подобных диверсиях и в компании velcom. «Оборудование, не позволяющее работникам предприятия отклоняться от исполнения прямых обязанностей, не всегда у них в почете. Нам наши клиенты не раз возвращали сломанные устройства с рассказами о снопах искр, бьющих из модуля. На деле же в приборах впоследствии обнаруживались лишь маленькие отверстия, прожженные паяльником», — рассказывает руководитель группы продвижения услуг передачи данных и мобильного Интернета Алексей Федорович.
Впрочем, специалисты уверены, что для быстрого развития M2M в мире, да и в нашей стране в частности, есть две предпосылки. Первая — снижение цены, в том числе и при передаче данных, вторая — регуляторные требования. К примеру, в Евросоюзе к 2015 году M2M должно быть массово внедрено на автотранспорте. В частности, речь идет о решениях для быстрого реагирования в случае аварийных ситуаций.
А Швеция уже в 2009 году завершила массовую установку считывающих устройств в электросетевых компаниях страны. Там везде в электросчетчики вмонтированы SIM-карты. Специалисты ожидают, что рынок будет развиваться тремя волнами. Первая — подключение устройств бытовой электроники, вторая — промышленные решения, третья волна — повсеместные подключения. На третьей волне можно будет вполне реализовать концепцию «Умный город», в котором все службы жизнеобеспечения будут взаимодействовать с использованием Интернета.