В начале марта белорусский и российский сетевые операторы в сфере навигационной деятельности заключили соглашение о сотрудничестве в сфере спутниковой навигации и применения ГЛОНАСС-технологий на территории двух союзных государств.
Суть соглашения заключается в сотрудничестве между сетевыми операторами при реализации значимых проектов на территории двух стран, в том числе системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия, системы тахографического контроля, системы платности на автомобильных дорогах, систем мониторинга и контроля перемещения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных, тяжеловесных, крупногабаритных и иных специальных грузов, системы, обеспечивающей автоматический контроль соблюдения Правил дорожного движения. Также соглашением предусмотрено достижение технической совместимости систем двух стран.
Беларусь пошла по своему пути развития в навигации. В республике создается единая система навигационно-временного обеспечения (ЕС НВО). Целью создания ЕС НВО является повышение эффективности решения целевых задач потребителями услуг в сфере навигации, удовлетворение их потребностей в навигационных ресурсах. Система экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия является ее составным элементом.
Система экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия, называемая «ЭРА ГЛОНАСС» в России и «ЭРА РБ» в Беларуси, направлена на снижение тяжести последствий ДТП за счет сокращения времени передачи информации о происшествии в службы оперативного реагирования. Проект предполагает установку специального терминала на транспортные средства, создание единого республиканского центра приема и обработки экстренных вызовов. Начиная с 2015 года все транспортные средства, совершающие пассажироперевозки и перевозки опасных грузов, при выходе с конвейера должны быть оснащены специальными терминалами.
Терминал представляет из себя автомобильное устройство, подключаемое к бортовой системе питания и имеющее GPS/ГЛОНАСС-приемник, модем для передачи данных. В случае экстренной ситуации (например, при срабатывании подушек безопасности) либо по нажатию специальной «кнопки» терминал отправит минимальный набор данных оператору системы, в результате чего у диспетчера создается «ситуационная карточка». Служба экстренного реагирования по голосовому каналу сможет прослушать, что происходит в транспортном средстве, и определить, ложное это срабатывание, либо на самом деле необходима оперативная помощь, и направит соответствующую службу - милицию, скорую помощь или МЧС. Отметим, что с 2017 года все транспортные средства не пройдут технический осмотр, если не будут оснащены дополнительным оборудованием системы «ЭРА РБ». Плата за пользование системой взиматься не будет.
Для обеспечения приема и обработки экстренных вызовов на сегодняшний день в Беларуси разворачивается телекоммуникационная и навигационно-информационная инфраструктура, которая включает в себя национальный навигационный информационный центр, входящий в структуру сетевого оператора.
Предусматривается, что принятый экстренный вызов в системе «ЭРА РБ» будет передаваться в создаваемую систему экстренных оперативных служб по единому номеру 112.