Несколько лет назад в США появилось новое слово truthiness. Найти для него русский аналог очень сложно. Truthiness используется для того, чтобы определить степень доверия людей к тому или иному сообщению, независимо от того, является ли оно истинным. То есть, не важно, что именно вы говорите, правду или ложь, важно как ее воспринимают слушатели. Это и определяет правдивость или ложность вашего утверждения. Наиболее яркие примеры можно привести из области политики и торговли недвижимостью. Например, в течение долгого времени все были уверены, что цены на дома будут расти и это обусловлено объективными факторами. Причем верили не только простые люди, но и эксперты. Все оказалось наоборот.
И вот исследователи из Индианского университета попытались измерить truthiness, используя для этого данные из Twitter, семантические анализаторы и другие инструменты на стыке математики и лингвистики. Был создан сайт Truthy.indiana.edu, на котором показывались данные эксперимента. Специальная организация American Future Fund создала ряд аккаунтов в Twitter, через которые в общественное сознание вводились различные утки и правдивые данные: от данных местных выборов до сообщения о том, что Арнольд Шварцнеггер может видеть Россию с Аляски. Twitter пошел на встречу экспериментаторам, предоставив доступ к своему API.
Иными словами было проанализировано, как те или иные сообщения превращаются в мемы и распространяются, какие эмоциональные реакции они вызывают.
В результате удалось определить сети, по которым распространяются мемы. Например, на приведенной иллюстрации четко видно, что новости от Lady Gaga и позиции Джона Маккейна имеют малопересекающиеся социальные сети распространения. То есть теперь можно совершенно четко определить механизм и характер функционирования социальных сообществ в сетях.