Компания NVIDIA представила новый графический процессор GeForce GTX 680, а вместе с ним и новую архитектуру Kepler, пришедшую на смену выпущенной два года назад Fermi. Энергопотребление — это то, на чем сосредоточилась NVIDIA в этот раз. Компания провела большую работу по оптимизации GPU не только с целью повышения его производительности, но и снижению уровня его тепловыделения.
Вместе с тем видеокарты на чипах GeForce GTX 680 стали самыми производительными однопроцессорными ускорителями на рынке, обойдя тем самым прошлого лидера — AMD Radeon HD 7970, выпущенного на исходе 2011 года. Посмотрим на характеристики нового GPU NVIDIA более внимательно.
Изменений действительно очень много. Прежде всего они видны в существенно возросшем количестве потоковых процессоров — с 512 до 1536. Конечно, NVIDIA переделала их и теперь отдельный процессор выполняет меньше операций, но делает это более эффективно.
Пропала такая характеристика как «частота шейдерного блока», которая у GPU начиная с GeForce GTX 8800, была вдвое выше частоты чипа. Это позволило не только нарастить число потоковых процессоров без ущерба для энергопотребления, но и сократить исполнительный конвейер.
Помимо этого вдвое увеличилось количество текстурных блоков, но на треть упало число ROP. Вместе с тем добавилась технология GPU Boost, выполняющая динамический разгон графического процессора. Впрочем, разгон не очень существенный — частота чипа и без того одна из самых высоких на рынке — 1006 МГц. Посредством GPU Boost она может вырасти до 1058 МГц.
Была увеличена и частота памяти до 6000 МГц (реальная частота — 1500 МГц) — самый высокий показатель на рынке. Тем не менее, шина памяти была уменьшена с 384 до 256 бит, тем самым обеспечив вовсе не рекордную пропускную способность. Обозреватели сходятся во мнении, что ПСП GeForce GTX 680 – это его самое слабое место. В сверхвысоких разрешениях вроде 2560х1440 ее может быть недостаточно. Также как может и не хватить 2 Гбайт памяти, которыми комплектуются новые видеокарты. У Radeon HD 7970 имеется 3 Гбайта видеопамяти, но столько новому GeForce не позволяет установить 256-битная памяти. Возможно ее увеличение до 4 Гбайт, но в этом случае стоимость видеокарт вырастит довольно существенно.
Добавилась поддержка новых технологий. NVIDIA FXAA – новый алгоритм антиалиасинга, обещающий качество, аналогичное алгоритму 4x MSAA, но с выполнением на 60% быстрее. Adaptive Vertical Sync динамически подстраивает вертикальную синхронизацию частоты кадровой развертки, основываясь на текущем уровне FPS в игре. Была улучшена технология 3D Vision, а также добавилась возможность аппаратного декодирования видео, сжатого кодеком H.264. Плюс ко всему GeForce GTX 680 поддерживает вывод на четыре монитора сразу, а не на два, как все его предшественники.
Для изготовления новых чипов используется 28 нм техпроцесс на мощностях TSMC. Собственно, без него ничего бы и не получилось в плане снижения тепловыделения — это одна из главных составных частей всей модификации. В то же время число транзисторов во флагманском Kepler выросло всего на 0.5 миллиарда до 3.5 миллиардов в сравнении с GeForce GTX 580. А уровень TDP напротив, упал до 195 Вт, что делает его практически самой энергоэффективной топовой видеокартой на рынке — Radeon HD 7970 имеет TDP на уровне 240 Вт.
Видеокарты на базе GeForce GTX 680 уже поступили в продажу от всех партнеров NVIDIA. Их стоимость пока точно неизвестна, но NVIDIA рекомендует стоимость на уровне $499.
Помимо этого официально была обновлена и линейка мобильных ускорителей. Там было анонсировано целых 10 новых GPU: GeForce GTX 675M, GTX 670M, GTX 660M, GT 650M, GT 640M, GT 640M LE, GT 635M, GT 630M и GT 620M. Их характеристики следующие:
Как можно заметить, только шесть из десяти базируются на 28 нм архитектуре Kepler, а прежние, включая оба флагмана, опираются на 40 нм Fermi.
Некоторые производители уже представили ноутбуки на базе новых видеокарт, например, ультрабук Acer Aspire Timeline U M3 с GeForce GT 640M. В будущем их число продолжит расти.